«Россыпи народного творчества»
(сценарий детского праздника. Возраст участников: 5-9 классы)
Чикалина Алина Александровна
Старший вожатый
Сценарий детского праздника «Россыпи народного творчества».
Подготовительный этап: За месяц до начала мероприятия всем детям дается домашнее задание. Каждая группа (путем жребия) получает возможность представить одно из трех ремесел: «Хохлома», «Гжель» и «Торжокские золотошвеи». В презентацию входят: краткая историческая справка о ремесле, фотоальбом, оформление выставки и др.
Зал представлен в виде русского терема, стоят деревянные скамейки для гостей, участников, на столах скатерти «самобраные», оформлен терем выставками детского творчества и ремесла. Под народную музыку появляется хозяйка терема – она же ведущая праздника.
Хозяйка: Здравствуйте, люди добрые, разудалые молодцы русские! Здравствуйте, девицы красные, милые и прекрасные! Мы приглашаем сегодня вспомнить заветную старину наших бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек, когда после трудового дня они собирались, чтобы отдохнуть от забот. Но даже здесь, в минуты отдыха, не прекращался крестьянский труд. Женщины, девчата вязали, вышивали, а мужики решали свои дела.
С того давнего времени и по сей день живут в народе, как ярчайшие самоцветы, сказки, песни, пословицы, поговорки, частушки, игры, ремесла, которые и в настоящее время не потеряли своей первозданной прелести.
В нашей округе три деревеньки: «Хохлома» - занимаются хохломской росписью, «Гжель» - синие, белые, голубые краски в узоры превращают, «Торжокские золотошвеи» - золотом да серебром полотна вышивают. И решили те деревеньки между собой побороться, чье ремесло краше да богаче. И назначили день! Прибыли на праздник гости заморские (члены жюри). Представление гостей. В сегодняшнем состязании наши жители будут получать не баллы, а сушки! У кого их окажется больше, та деревенька и победу одержит.
Ну вот, гостей представили, а теперь давайте вспомним о том, как жили русские люди, что они любили, как работали, да каким ремеслом владели. Слово нашим деревенькам! А в конце праздника решим, чья деревня краше да умнее окажется!
Представление ремесла.
Хозяйка: Наши деревеньки сегодня докажут, что они не только рукодельные, но и знакомы с народным творчеством. «Красна песня ладом, а сказка складом», - говорили в старину. Сейчас мы и проверим, помните ли вы сказки?
(Задаются вопросы каждой группе).
Вопросы «В мире сказок».
- Какие чудеса были за морем в «Сказке о царе Салтане?»
- белка грызла орешки, 33 богатыря, Царевна-лебедь:
…Новый город со дворцом, с златоглавыми церквами, с теремами и садами, а сидит в нем царь Гвидон…
… Белка песенки поет да орешки все грызет, а орешки не простые, все скорлупки золотые, ядра – чистый изумруд. Вот что чудом-то зовут.
…И очутятся на бреге, в чешуе, как жар горя, 33 богатыря…
… За морем царевна есть, что не можно глаз отвесть: днем свет Божий затмевает, ночью землю освещает, месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит…
- Что делали три девицы под окном в сказке о царе Салтане? (пряли).
- Где сестрицы занимались рукоделием? (в светлице).
- Какие волшебные вещи есть в русских сказках? (клубок, дудочки, шапка-невидимка, скатерть-самобранка).
- При помощи чего передвигаются герои сказок? (ковер-самолет, сапоги-скороходы, печка, ступа).
- Назовите занятие старухи в сказке о рыбаке и рыбке? …Старуха пряла свою пряжу…
- Сколько времени прожили в землянке старик со своею старухой? …Они жили в ветхой землянке ровно тридцать лет и три года…
- Где баба взяла муку на колобок? …По амбарам помела, по сусекам поскребла…
- Из чего была сделана туфелька у Золушки? (из хрусталя).
- Какие нужно произнести слова, чтобы избушка на курьих ножках повернулась? …Избушка, избушка, встань к лесу задом, ко мне передом…
Хозяйка: А какой же праздник без сказки, да еще с вашим участием? Сейчас мне нужны по три человека из каждой деревеньки! Приглашаю тех, кто любит шутку, смех и улыбки! (Раздаются роли, написанные на листочках). Все получили свои роли, а теперь, чтобы сказка интересней была, вам, ребята, нужно в этих персонажей перевоплотиться, а взрослые вам помогут! Удачи! (Дети получают необходимый реквизит, элементы костюмов для сказки). Пока идет подготовка к сказке, для вас звучит народная песня «Колокольчик», а исполнит ее для вас Иванова Светлана.
Хозяйка: Все ребята готовы продемонстрировать свои таланты, итак – сказка!
Сказка. Роли: Царь, царица, дочка Машенька, шут Сашка, конь Ветерок, камень, старик, кот, Змей Горыныч. Все остальные - ветер.
« В некотором царстве, в невеликом государстве, жили-были царь с царицей! И была у них дочурка Машенька. Очень родители любили свою Машеньку! То мама косички ей заплетет, то папа пряничком тульским побалует! Жил в том небольшом царстве шут один. И звали его Сашка. Очень он любил с Машенькой играть, особенно в прятки. Вдруг поднялся сильный ветер. Очень испугались царь с царицей, спрятались за ширмой. Налетел на царство Змей Горыныч огроменный, схватил он дочурку Машеньку да и скрылся! Плачет царь, плачет царица, а шут Сашка говорит: «Да перестаньте вы выть, спасу я вашу Машку. Свистнул три раза, прискакал к нему конь Ветерок! Сел шут на коня да помчал его Ветерок быстро-быстро царевну спасать! Скакали три дня и три ночи, конь уж прихрамывать стал. Подъехали к камню большому! Возле камня старик бродит с котом. Спросил Сашка у старика, как найти Змея Горыныча. Показал старик дорогу, да сказал, что кот волшебный! Свою службу еще сослужит да велел с собой взять! Шут вскочил на коня Ветерка, кот запрыгнул и помчались они что есть сил! А тут и владения Змея Горыныча. Завязалась битва сильная. Победил шут Сашка, спас он царевну Машеньку. Сели они вместе на коня Ветерка, кота прихватили и поскакали обратно в царство! Обрадовались царь с царицей, что их дочка вернулась цела да невредима! Стали шута благодарить да хвалить! А Сашка в подарок кота и вручил! А кот обернулся вокруг себя три раза и превратился в доброго молодца! Влюбилась в него Машенька. А тут и свадьбу сыграли веселую!»
Хозяйка: Ай да молодцы! Прямо настоящие актеры! Слово предоставляется нашим гостям. Вручение сушек.
Хозяйка: Есть у меня сундук волшебный! Вы его открывайте, да скороговорки доставайте! Прочитайте – ка скорей, да скажите веселей! А чтобы интересней звучала, вы ее всей деревней скажите!
Скороговорки.
От топота копыт пыль по полю летит.
На дворе трава, на траве дрова.
Наш Полкан попал в капкан.
Хозяйка: Молодцы! Здорово получилось! Ведь раньше в деревнях все так и было! Вместе работали, вместе отдыхали да песни пели! И следующее задание для наших деревенек тоже не из простых! Каждая деревня должна вспомнить название песни или слова из песни, в которой есть следующие предметы: сарафан, гармошка, сени, береза, валенки, каравай, блины, кузница, лапти, лучина, самовар, конь, свадьба, мороз, девица. Строчки из песни исполняются всей деревней!
- Сошьем Дуня, сарафан, сарафан.
- А я играю на гармошке…
- Ах вы сени мои сени…
- Во поле береза стояла…
- Валенки да валенки, ох не подшиты, стареньки.
- Каравай, каравай, кого хочешь, выбирай!
- Ой, блины, блины, блины, вы блиночки мои!
- Во кузнице молодые кузнецы.
- Лапти, да лапти, да лапти мои.
- Ты гори, гори моя лучина…
- У самовара я и моя Маша.
- Три белых коня…
- Ах, эта свадьба, свадьба, свадьба пела и плясала…
- Ой, мороз, мороз…
- Во саду ли, в огороде девица гуляла…
Хозяйка: Ох, и поющие у нас жители!!! А знаете ли вы, что хохломское ремесло да гжельское занимались еще и росписью матрешек? Сейчас мы с вами попробуем расписать матрешку. Вы по одному подходите к столу с красками и на ширме на лист ватмана наносите какой-либо узор.
Конкурс «Роспись матрешки».
Слова гостей, раздаем сушки.
Хозяйка: И частушка, и русская пляска – это часть богатейшего наследия народа. От каждой деревни вызываются по одному человеку. Сейчас мы и поглядим, чья деревня больше частушек знает.
Частушки.
Хозяйка: А теперь, честной народ, становитесь в хоровод! Барыню плясать будем!
«Барыня».
Совет гостей. Раздаются сушки за последние конкурсы, подводятся итоги всего праздника! Награждаются победители и участники праздника.
Авторская разработка. Сторонние источники не использовались.
|