ОСОБЕННОСТИ И ТРУДНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕТЕЙ - СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
социальный педагог
Никитини Н. М.
Выбор профессии важнейшее решение в жизни каждого человека и одна из важнейших жизненных задач. Трудовое становление личности в любых социально – экономических условиях остается фундаментальной задачей воспитания.
Современная ситуация практической профориентации в России характеризуется тем, что возникает все более сильная потребность в разработке качественно новых подходов, связанных с повышением активности личности на этапе профориентации, обеспечении возможностей самореализации в динамично меняющемся мире.
Среди множества проблем профессионального становления детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, особо следует выделить проблему профессионального самоопределения и трудоустройства .
У подростков – сирот чаще, чем у учащихся образовательных школ, возникают трудности профессионального выбора в связи с тем, что он не опирается на опыт профессионального становления родителей.
У детей, лишенных заботы, тепла и ласки со стороны родителей в сознании отпечатались сцены из жизни их неработающих, ведущих асоциальный образ жизни родителей. Социальные сироты, не имеющие примеры созидательной конструктивной деятельности в своей семье, легко усваивают позицию потребителя, о нуждах которого заботится государство
Имеющийся скудный опыт взаимодействия с социумом, другими людьми и самим собой, не может для выпускника происходить беспроблемно,
Выпускник детского дома не имеет широких и разнообразных связей , позволяющих подростку включиться в систему ориентации в мире профессий.
Система требований, которые общество предъявляет к психическому и личностному развитию каждого из его членов не соответствует тому потенциалу, на который способны подростки – выпускники детского дома, что провоцирует их на не всегда адекватную реакцию и поступки.
Подготовка воспитанников к успешной самостоятельной жизни в современном социуме – основная задача учреждений социальной поддержки детства. К сожалению, профессиональное самоопределение воспитанников детских домов происходит стихийно, а сложившиеся подходы к воспитанию, обучению и организации жизнедеятельности сирот не отвечают требованиям современного мира, что в будущем может привести к ряду проблем в личной и профессиональной жизни.
Воспитанники детских домов имеют поверхностное, идеализированное представление о той или иной профессии. Часто их суждения основываются на внешних атрибутах, количестве зарабатываемых денег.
Характерными чертами для воспитанников детских домов являются :
- нежелание учиться дальше;
- незаинтересованность в получении профессии;
- низкие познавательные способности;
- отсутствие мотивации при выборе профессии;
- низкая самооценка;
- неадекватный уровень притязаний;
- неумение приспособиться к новой социальной среде;
- незнание современных жизненных условий
Часто эти черты становятся решающими при определении своей будущей профессиональной деятельности. Кроме того, выпускники детского дома склонны к иждивенчеству и безынициативности, что усложняет профессиональное обучение выпускников и определенным образом сказывается на трудностях социализации в обществе.
Трудности социализации детей – сирот связаны с обеднением основных источников социализации:
- ранний детский опыт ребенка – сироты несет на себе отпечаток и формирует один из серьезнейших феноменов сиротства- утрату базового доверия к миру, который проявляется в агрессивности, подозрительности, неспособности к автономной жизни;
- затрудняется процесс саморегуляции, соотносимый с постепенной заменой внешнего контроля поведения на внутренний самоконтроль. Это связано со спецификой организации жизни ребенка в детском домке, где функция контроля удерживается воспитателями.
Существует ряд факторов, препятствующих успешной социально - трудовой адаптации выпускников:
- неопределенность социального статуса. Выпускники не принадлежат ни к одной социальной группе, не имеют семьи, а после выпуска лишаются принадлежности к своему учреждению;
- специфика формирования личности. Большое значение для человека имеют надежды на будущее, желания, стремления. Наши дети живут сегодняшним днем, они редко ставят перед собой цели, ориентиры;
- замедленное осознание своего места в социуме в соответствии с индивидуальными способностями и потребностями, включая направленность на овладение профессией.
Получая профессиональные знания и навыки, выпускники детского дома характеризуются низкой успеваемостью, не будучи заинтересованы в качестве обучения, Плохо сформированные навыки практической и речевой коммуникации, ситуативность поведения, неспособность к конструктивному решению проблем, неадекватность эмоциональных реакций детей – сирот сказывается на умении работать в коллективе.
Исходя из статистики трудоустройства детей – сирот становится очевидным, что они не могут трудоустроиться по полученной ими профессии. На сегодняшний день ситуация, складывающаяся на молодежном рынке труда, достаточно напряженная и характеризуется тенденциями к ухудшению. Растут масштабы регистрируемой и скрытой безработицы среди молодежи, увеличивается ее продолжительность.
Таким образом, возможность молодых на рынке труда ограничены в силу их низкой конкурентно способности по сравнению с другими категориями населения. Поэтому важно в профессиональной деятельности готовить детей не в кажущуюся социальному благополучию, которое их ждет в будущем, а к реальной борьбе за свое место жизни через профессиональную деятельность, с помощью которой он войдет в ту систему отношений, где будет чувствовать себя значимым и востребованным.
Профессиональную подготовку выпускника надо построить таким образом, чтобы он не смог оказаться в очень затруднительном положении при выборе, стоящей перед ним, своей, только ему присущей профессиональной дороги.
В рамках реализации выбора профессии можно выделить три направления:
- Диагностическое
В течение года проводится диагностика индивидуальных особенностей воспитанников. Для диагностики младших воспитанников используется методика определения уровня их познавательного развития (памяти, мышления, внимания, особенности нервной системы и адаптационных возможностей). Проведение дифференциально – диагностического опросника с учащимися старших классов.
- Профориентационная работа
Осуществляется и реализуется по программе «Найди свое место в жизни» (6-9 кл.), «На пороге взрослой жизни» (9 кл.)
Основными задачами являются:
- развитие навыков коммуникативной культуры;
- информационное обеспечение детей по вопросам профессионального самоопределения, трудоустройства, проблемам молодежного рынка;
- правовое просвещение воспитанников по вопросам гражданских прав несовершеннолетних, юридическим основам трудоустройства на работу, льготам для выпускников детских домов;
- профилактика здорового образа жизни, систематизация знаний о влиянии состояния здоровья на выбор профессии и формирование семьи;
- обучение основам семейной экономики, роль труда в обеспечении потребностей семьи
- Консультативное:
Индивидуальная работа с воспитанниками, собеседование по выбору профессионального маршрута выпускника
На данном этапе задача воспитателя, социального педагога, психолога состоит, естественно, не в том, чтобы побудить детей избрать для себя какую- нибудь профессию, а в том, чтобы воспитать у них уважение к труду взрослых, создать первоначальный круг представлений о разнообразии видов труда .
Задолго до выпуска из детского дома выпускники должны знать об ответственном и бережном отношении к документам, о составлении деловых бумаг, разного рода заявлений.
Опыт работы с воспитанниками показывает, что у большинства детей профессиональные и познавательные интересы сформированы недостаточно. У большинства выпускников предпочтительными профессиями является сфера деятельности: «человек- человек», «человек - техника», «человек - художественный образ». К привлекательным сферам выпускники относят такие специальности как: автомеханик, автослесарь, повар, дизайнер, фотограф, продавец, водитель, швея, мастер строительных работ: каменщик, штукатур - маляр, воспитатель дошкольного учреждения, туристический сервис.
В современных условиях, помимо профессиональных знаний и навыков, большую роль играют и личностные качества выпускника. Большинство требований и претензий работодателей относится как раз к личностному потенциалу молодого работника. Среди желательных качеств работодатели выделяют следующие: ответственность, целеустремленность, желание развиваться, а среди негативных – лень, повышенную агрессивность, пассивность, вредные привычки, чрезмерную амбициозность.
К сожалению, многие их перечисленных последних качеств составляют специфику выпускников детского дома как субъектов рынка труда. Иногда сами выпускники провоцируют подобное поведение поверхностным подходом к своей трудовой деятельности. Устроенные на работу воспитанники зачастую там не удерживаются. Отработав непродолжительное время, они уходят с работы. Некоторых приходится устраивать на работу по три, четыре, пять раз подряд. Для отдельных выпускников затруднен даже момент принятия решения о начале работы.
Экономический и финансовый кризис ухудшил материальное и социальное положение многих россиян. Последствия кризиса повлияют на судьбы многих выпускников, особенно вышедших из стен детского дома.
От социально – психологической, педагогической и моральной поддержки тех, кто рядом с выпускниками, от созданных условий для успешной адаптации и социализации в обществе во многом зависит их будущее.
|