Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS


ГКУ "Митинский детский дом"


Вторник, 19.03.2024, 05:32

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ – СИРОТ И ДЕТЕЙ,

ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

социальный педагог 

Никитина Н. М.

На современном этапе развития нашей страны наряду с позитивными изменениями в обществе,  происходит  обострение социальных проблем, одной из которых  является рост асоциальных семей и социального сиротства

Экономический кризис, безработица, низкий прожиточный уровень семьи, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, утрата моральных ценностей, пьянство, алкоголизм, семейные разборки на глазах у детей, наличие судимых членов семьи, пренебрежение санитарно – гигиеническими нормами  порождают возникновению социальных отклонений в поведении детей и ухудшения  их здоровья. Безразличие к ребенку в семье стало не столь редким, о чем свидетельствует рост случаев лишения родителей родительских прав.

В соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства.

 Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей  всех ее членов..

Ребенку для полного и гармоничного  развития его личности просто необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Семья дает ребенку чувство защищенности, опыт уважения и доверия к взрослым,  но  находясь  асоциальной семье  ребенок недополучает необходимых положительных стимулов в саморазвитии и деятельности.

Следует подчеркнуть, что безнравственная обстановка в семье (истерические крики, драки), сопровождающиеся нецензурными выражениями  со стороны  родителей, помимо отрицательного примера приводит к серьезным психическим травмам ребенка, преодолеть которые в последующем исключительно трудно. Дети в таких семьях испытывают унижение, боль, насилие, страх

По мнению Л. Беньямина,  дети строят  отношения с родителями на основе двух стратегий:

  • стратегия дополнительного поведения - ребенок реагирует инициативой на предоставлении  самостоятельности, бегством на преследование
  •  стратегия защитного поведения – ребенок в ответ на отвержение  начинает себя вести так, как будто его любят, как бы приглашая родителей изменить свое поведение по отношению к нему.

Таким образом, схема поведения  ребенка, усвоенная им бессознательно, помогает ему различать реакцию родителей и окружающих и получать сигналы поведения в различных ситуациях. Механизм привязанности включается в случае попадания ребенка в небезопасную ситуацию, когда ребенок не может помочь себе сам и начинает искать эту помощь у окружающих.. Этот сигнал должен быть правильно  воспринят взрослыми. Если  семья благополучная, то ребенок может себя обезопасить, обратившись за помощью. В то  же время негативные типы привязанности затрудняют процесс развития и обучения ребенка, его общение со сверстниками. Выстраивается модель хаотичной привязанности, проявляющейся в бессистемности, когда реакцией на ребенка становится не ласка и забота, а насилие со стороны родителей. Ребенок привязывается к своим родителям в силу биологических потребностей, без относительно того бьют  его родители или нет. Это типичная проблема для детей из семей группы риска. Такая схема усваивается детьми и устойчиво применяется ребенком, что у взрослых порой вызывает негативные эмоции.

Дети из таких семей начинают отстаивать свое право на выживание и существование собственными способами, что часто приводит к побегам, употреблению алкоголя, психоактивных веществ, - все это  в дальнейшем способствует совершению подростками противоправных деяний и становлению их на путь девиантного поведения.

К сожалению, с возникновением классового общества ответвляется и так называемое социальное сиротство, когда дети лишаются попечения родителей в силу нежелания или невозможности осуществлять последними родительские обязанности, в результате чего  родители отказываются от ребенка или устраняются от его воспитания.

Установлено, что дети – сироты - это лица в возрасте  до 18 лет, у которых умерли оба или один из родителей. Дети, оставшиеся  без попечения  родителей,- это  лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их  родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными, находящимися в лечебных учреждениях, отбывающих наказания в местах лишения свободы.

Адаптация детей, прибывших в детский дом, проходит порой болезненно. Проявляются негативные особенности развития личности, отмечаются определенные изменения в эмоционально волевой сфере: отсутствие организованности, целеустремленности, неуверенности в своих силах, неспособность установить взаимоотношения с окружающими вплоть до полного отсутствия к сотрудничеству.

Нарушения подобного рода проявляются в повышенной чувствительности, психическом утомлении.

Каковы причины, затрудняющие социальную адаптацию детей – сирот. Результаты  исследования  выделяют,  к примеру:

  •  врожденно – наследственные факторы и анатомо  – физиологические нарушения центральной нервной системы (наследственная отягощенность алкоголизмом, наркоманией и т.д.);
  •  проблемы внутриутробного развития ребенка: вынашивания нежелательной беременности, искажение жизненно важного взаимодействия между матерью и ребенком, нарушение сенсорных и обменных связей между  ними;
  •  различные виды депривации (материнская, двигательная, психическая, эмоциональная, социальная);
  •  средовые влияния (педагогическая запущенность и т.д.);
  • недостатки организации  образовательно - воспитательного процесса в учреждениях для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:  неправильная организация общения взрослых с  детьми;
  •  массовый, коллективный характер воспитания, высокая степень регламентации жизни воспитанников, монотонность их жизни, отсутствие свободы выбора « свободных зон развития» ребенка.

Ребенок,  оставшийся без попечения родителей, помещенный в детский дом, получает сильную психологическую травму как следствие ситуации, в которую он попал.  Вот один из примеров: ребенок жадничает, боится, что у него отберут игрушку, конфету. Все происходящее с ним воспринимается, как временное и потому пытается сполна насладиться всем, что приносит ему радость. С другими детьми  он агрессивен, воспринимает их как соперников. Такой ребенок не всегда ведет себя адекватно, пуглив и боится довериться, долгое время  не чувствует себя в безопасности. 

У детей наблюдается высокая тревожность, наличие страхов (боязнь спать с закрытой дверью), низкая самооценка, «разжигание ссор и конфликтов; у большинства детей наблюдается отсутствие мотивации в учебной деятельности. В подростковом возрасте сформированы  такие черты эмоционального портрета: бедная гамма эмоций, склонность к быстрой смене настроения, неадекватность реагирования на замечания (от равнодушия до агрессивности и враждебности). Они уязвимы для критики и проявления неприятия, считают показывать другому, что тебе плохо -  это проявление слабости.

Напряжение в отношениях с окружающими, возникшее в результате явных и  скрытых форм, приводит  к конфликтной ситуации, что чаще всего происходит в школе, где воспитанники, обучаясь вместе с родительскими детьми, отстают по ряду предметов школьной программы из- за педагогической запущенности. Они оказывают сопротивление педагогическим воздействиям, пропускают уроки и даже допускают антиобщественные проступки, провоцируя ссоры и конфликтные ситуации.

У подростков, особенно(6-9 классы) на врожденные отклонения в характере накладываются болезненные переживания с отрицательным эмоциональным знаком; у них формируется комплекс неполноценности и, как следствие, возникает необходимость в искусственных компенсаторах - алкоголе, курении, употреблении наркотических веществ и психотропных средств, приводящих к агрессивному поведению.

Агрессивное поведение возникает в процессе межличностного (межгруппового) общения. У детей при вступлении в контакт агрессия является средством проверки на прочность. Чаще всего такое поведение направлено против сверстников, чем против взрослых. Во- первых, со сверстниками ребенок сталкивается ежедневно. Во- вторых, будучи слабым сам, он ищет жертву заведомо слабее себя, что вообще свойственно для тех, кто желает самоутвердиться.

У мальчиков проявляется физическая агрессия либо наступает социальная изоляция, отсутствие (или ограниченность) контактов, приводящих к социальному одиночеству. В основе лежит низкая социальная активность (застенчивость, ограниченность), либо неприятия норм и ценностей группы ровесников, опережающих в интеллектуально – нравственном развитии.

Девочки- агрессоры незаметные и изворотливые. Они высмеивают, подтрунивают, манипулируют кругом подруг, распространяют слухи и подстрекают других детей в форме язвительных замечаний, перешептывание за спиной, иногда провоцируют физическую агрессию со стороны мальчиков

Проявление агрессивности у детей главным образом зависит от реакции взрослых к тем или иным формам поведения. Если педагоги и воспитатели и иные лица не замечают или относятся терпимо к проявлениям агрессии, то в результате возникают такие формы поведения как упрямство, раздражительность, злость, вандализм и другие виды сопротивления. Не получившие профессиональной психологической  консультации дети, став подростками, а позже юношами и девушками, втягиваются в криминальную деятельность.  В отличие от других у них чаще наблюдается депрессия, бегство от реальной жизни и проявление суицидальных действий.

Дети, у которых затруднен процесс нормальной социализации и социальной адаптации и, которые требуют поддержки, коррекции и реабилитации относятся к «группе риска». В поведенческой сфере эти дети избегают решения проблем, у них отмечается нестабильность отношений с окружающими, отсутствует критическая оценка своих действий.

Самым прогрессивным шагом в педагогике сиротства на сегодняшний день стал переход от однородного обучения к смешанному пребыванию детей из детских домов с домашними в общеобразовательных школах. Однако и эта воспитательная акция наряду с явными преимуществами не обеспечивает позитивной атмосферы для успешной адаптации детей, лишенных родительского  внимания.

Социальная адаптация детей из  детского дома осуществляется здесь в искаженном виде как защитная агрессия, которая может перерасти в противоправное поведение при наличии соответствующих условий.  Педагогические ошибки, особенно на ранних этапах  обучения, в подростковом возрасте резко изменяют поведение в негативную сторону

Со стороны педагогов существует скорее стремление пресечь плохое поведение, чем желание понять и устранить порождающие его причины, это приводит к конфликтным отношениям не только между трудными подростками и педагогами, но и среди сверстников в классе. Такие дети чаще всего вызывают отрицательные чувства, чаще подвергаются наказаниям и оскорблениям. Сталкиваясь постоянно с отрицательной оценкой со стороны взрослых, несовершеннолетний перестает надеется на понимание и близость с их стороны и уходит в виртуальный мир ( компьютерная и интернет – зависимость).

В таких ситуациях на помощь приходит социальный педагог, который изучает причины конфликта и регулирует его. Отдельное направление деятельности-это профилактический контроль детей  «группы риска». Социальный педагог содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности, выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, отклонения в поведении учащихся и своевременно оказывает им помощь,  поддержку, особенно в период адаптации вновь прибывшим детям .

В ходе проведения совместной профилактической работы психолога, социального педагога, воспитателей, педагогов дополнительного образования, медицинского персонала удалось достигнуть некоторых положительных моментов  по социальной адаптации  воспитанников.

В нашем учреждении особое внимание уделяется развитию у детей самооценки, их качеств, возможностей, способностей в своей деятельности. Самооценка и  положительный пример взрослых способствуют управлению поведением,  что сказывается на  отношении к учебе, труду, общении, самовоспитании. Важно, чтобы ребенок осознал, что он личность. Большую помощь в этом оказывает доверительная беседа.

Контроль посещаемости учебных занятий, организация досуга – участие в спортивных мероприятиях детского дома, а также на другом уровне; посещение спортивных секций города, плавательного бассейна, выступления на музыкальных и творческих конкурсах способствует выработке у детей правильной жизненной позиции, навыков  культурного поведения в обществе и в семье. Считаем, что современное состояние общества подсказывает необходимость обучения  подрастающего поколения этикету, с уважением относится  к сверстникам и окружающим людям.

В детском доме большое внимание уделяется формированию психологической готовности учащихся к профессиональному самоопределению, ненавязчивое сопровождение в подготовке к выбору профессии. Важным и значимым является формирование у воспитанников мотивации к получению образования, построению жизненных  перспектив, связанных с получаемой профессией. Однако у детей в этот период подготовки наблюдается растерянность перед самостоятельной жизнью, тревога по поводу возможных неудач. Старшеклассники выразили беспокойство по поводу трудностей в общении в новом коллективе сверстников, возможного  непонимания со стороны преподавателей. Предстоящее проживание в общежитии вызывает обеспокоенность у  выпускников.

 В настоящее время задачи адаптации выпускников детских домов представляют собой острейшую социальную проблему. Отдельные выпускники не могут успешно адаптироваться в жизни, не могут обустроить свой быт, не умеют отстаивать свои юридические права.

Адаптации выпускников детского дома помогают методы социально – психологической диагностики, целью которых является подготовка выпускников к самостоятельной жизни, потребность в здоровом образе жизни в условиях социальной действительности.

Профориентационная работа осуществлялась и реализовалась по направлениям « Найди свое место в жизни» (6- 9 кл). « На пороге взрослой жизни»( 9 кл) и по программе. «Я среди людей».

Опыт работы с воспитанниками показывает, что у некоторых детей профессиональные и познавательные интересы сформированы недостаточно: характерен завышенный уровень притязаний в сочетании с неадекватной самооценкой. Такие воспитанники отличаются средним и средне - слабым типом нервной системы и неспособны выдержать монотонную деятельность в течение длительного времени. Периоды кратковременной мобилизации  сменяются последующим истощением.

Проблема социальной адаптации не лежит на поверхности, ведь ни материальное благополучие, ни методическая организованность, ни педагогические ухищрения, ни наполненность учреждения различными мероприятиями не влияют на то, что, выходя из детского дома, некоторые   воспитанники становятся несоциальными личностями: зависимыми, не способными к самостоятельной ответственной жизни, эмоционально глухими и жестокими.

Таким образом, для улучшения положения детей – сирот по адаптации их в современном обществе необходимо продолжить работу по семейному устройству детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, развивать формы семейного устройства этой категории лиц. Прежде всего, это приоритет интересов и потребностей ребенка; открытость и сотрудничество замещающей семьи и специалиста; формирование базового доверия ребенка; организация встреч с биологической семьей, обеспечение возможности самореализации ребенка. Следует подчеркнуть, что члены приемной семьи должны проявлять гибкость, уважение , заинтересованность и индивидуальный подход. Соблюдать конфиденциальность, стать другом, которому можно довериться. Важную роль играет семейный уклад, экономические возможности.

Мы смотрим на мир разными глазами в силу своего уникального опыта. А этого уникального опыта как раз и лишены дети – сироты. Мир в их глазах представляется осколочным с отсутствием свойственной нашему восприятию целостности.

Сегодня каждый понимает, что создание более гуманных условий, приобретение детьми нового опыта должно помочь им благополучнее войти в самостоятельную жизнь.

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024 Сделать бесплатный сайт с uCoz