Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS


ГКУ "Митинский детский дом"


Суббота, 15.12.2018, 12:50

             Проект на тему:

            Модель формирования здорового образа жизни 

          воспитанников ГБОУ «Митинский детский дом»

                                                 старший вожатый Чикалина Алина Александровна 

                                                                        

                           Краткая характеристика учреждения

         ГОУ Торжокская школа-интернат для детей-сирот открыто как образовательное учреждение в 1997 году в микрорайоне Митино, в связи с реорганизацией детского дома и переездом из с. Млевичи. В 2012 году учреждение переименовано в ГБОУ «Митинский детский дом».

      Основная идея воспитательной работы – создание определённого жизненного пространства для детей, своеобразной модели жизненных отношений, способствующей приобщению по мере их физического и психологического взросления к достижениям человеческой культуры и по возможности вхождению в неё. В связи с этим, в учреждении осуществляется:

- разновозрастное комплектование групп с учётом родственных связей;

- организация проживания детей, условия которых максимально приближены к семейным (дети проживают маленькими группами, создан комфорт, санитарно-гигиенические условия);

- развитие семейных традиций (празднование дня рождения семьи, дней рождений воспитанников, ведение семейного альбома);

- создание развивающей среды (в каждой группе есть  настольные игры, игрушки, современное бытовое оборудование, спортивный инвентарь);

- подготовка к различной трудовой деятельности (самообслуживание, дежурство по комнате, в столовой, выполнение различных поручений);

- формирование навыков взаимодействия с социальной средой (проведение дней самоуправления, посещение социально-культурных учреждений, поездки за пределы города, экскурсии по городским достопримечательностям).

Актуальность. Введение модели формирования ЗОЖ, несомненно, положительно скажется на поддержке и развитии у воспитанников устойчивого интереса к здоровью,  к школе движения, что будет выражено в развитии у детей способности самостоятельно познавать окружающую жизнь, повышая резервные возможности организма и достигая неспецифического оздоровительного эффекта физического воспитания.

       Формирование культуры здоровья детей-сирот в системе образования является очень актуальным и наиболее значимым, так как современное состояние экономики, общества, экологии неблагоприятно отражается на здоровье людей и, в первую очередь, на здоровье подрастающего поколения.  Формирование культуры здоровья предполагает развитие двигательной активности детей, обучение здоровому образу жизни, создание комфортного психологического климата и обеспечение здоровьесберегающих условий для всех детей-сирот.

      Сохранение и укрепление здоровья наших воспитанников – еще одна из наиболее важных и сложных задач. В настоящее время лишь незначительная их часть  является полностью здоровыми, поэтому воспитание детей и подростков приобретает социальную значимость. У подростков часто наблюдаются отклонения в поведении (хулиганство, курение, увлечение азартными играми, употребление алкоголя), которые негативно сказываются на их здоровье.

       Очень важно в период детства формировать потребность в сознательном участии в сохранении и укреплении здоровья, в здоровом образе жизни.  Это должно стать одним из ведущих направлений педагогической деятельности  детского дома в подготовке  воспитанников к самостоятельной жизни.

       Оценивая детей в рамках проекта, прежде всего стоит поверить в своих ребят, поверить в их силы. Дети должны почувствовать «ситуацию успеха» и тогда их жизнь, их деятельность станет более качественной и успешной, особенно это относится к ребятишкам из детских домов. Поэтому именно на этапе школьного возраста приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на  здоровый образ жизни.

Цель проекта: Формирование у воспитанников детского дома устойчивой потребности в здоровом образе жизни.
Задачи:
1. Способствовать формированию физического, психологического и психосоматического благополучия детей-сирот.
2. Помочь сформировать у воспитанников осознанный выбор здорового образа жизни.
3. Сформировать адаптивные механизмы психики воспитанников.
4. Способствовать укреплению здоровья, содействовать гармоническому  физическому развитию.
5. Использовать здоровьесберегающие технологии в воспитательном процессе.
6. Использовать воспитательный потенциал досуговой деятельности для успешной адаптации детей-сирот к жизни в социуме и формирования опыта социального взаимодействия.
7. Социализация воспитанников детского дома.

                                   Этапы реализации проекта

  1. Подготовительный

         Создание условий для формирования здорового образа жизни, выявление потенциала воспитанников, оценка возможностей и перспективных направлений для создания модели.

  1. Основной

         Реализация проекта по формированию здорового образа жизни, исходя из личностно - ориентированного подхода (индивидуальных особенностей, способностей и спортивного  потенциала каждого воспитанника).

  1. Заключительный

         Анализ полученных результатов, оценка эффективности проекта.

Срок действия проекта: проект долгосрочный.

                                       Инновационность проекта

           Проект  разработан с учетом комплексного подхода, основанного на совместной работе и взаимодействии коллектива педагогов, воспитателей, психологической и медицинской служб детского дома, поддержки спортивной деятельности администрацией.

                                         Практическая значимость

         Практическая значимость проекта заключается в решении поставленных задач  и создании условий для успешного формирования здорового образа жизни воспитанников и их дальнейшей социализации.  

                              Медико-профилактическая работа

     На базе лицензированных видов медицинской деятельности(общая практика, сестринское дело в педиатрии, физиотерапия) в рамках программы оздоравливания осуществляются: 

  • Организация медицинского обеспечения детей-сирот (наблюдение за ростом и развитием ребенка, выявление проблемного заболевания, вакцинопрофилактика, активное выявление хронических очагов инфекции и их санация, профилактическая работа на всех этапах сопровождения).
  • Первичная профилактика и противорицедивная терапия( рост, вес, плантография, измерение АД, острота зрения и слуха; ЭКГ и УЗИ).
  • Скрининговая диагностика (с помощью комплекса АТСД), антропометрические, лабораторные, инструментальные методы исследования;
  • Гигиеническое и психопрофилактическое воспитание (проведение тестирования детей и воспитателей, беседы по профилактике курения, алкоголизма, наркозависимости и т. д, встречи с узкими специалистами)
  • Работа физио-, процедурного, стоматологического кабинетов, кабинета здоровья.
  • Комплекс профилактических мероприятий, направленных на защиту здоровья детей и профилактику заболеваний, включает следующее

( кварцевание помещений, ионизация воздуха,  санаторно-курортное лечение в детских оздоровительных учреждениях, где проводится ряд оздоровительных мероприятий.                                         

  • Приобретение медицинского оборудования для физиокабинета: инфракрасное излучение, ультразвуковое введение лекарств, пневматический массаж.
  • Внедрение дистанционного образования детей-инвалидов.

                            Социально–психологическая поддержка

Направления деятельности:

  • Психодиагностика индивидуальных особенностей детей-

cирот (предполагает пси­хо­ло­го-​пе­да­го­ги­че­ское изу­че­ние воспитанников , опре­де­ле­ние ин­ди­ви­ду­аль­ных осо­бен­но­стей и склон­но­стей лич­но­сти, ее по­тен­ци­аль­ных воз­мож­но­стей в про­цес­се обу­че­ния и вос­пи­та­ния, в про­фес­си­о­наль­ном са­мо­опре­де­ле­нии, а также вы­яв­ле­ние при­чин и ме­ха­низ­мов на­ру­ше­ний в обу­че­нии, раз­ви­тии, со­ци­аль­ной адап­та­ции (выявление детей группы риска)

  •  Психопрофилактика    девиантного поведения воспитанников

- работа сенсорной комнаты (снятие напряжения, профилактика неврозов и явлений дезадаптации у воспитанников);

- обучение методам саморегуляции методом ФБУ на аппаратном комплексе Волна (снятие тревожности, агрессивности через обучение диафрагмальному дыханию посредством релаксационного тренинга, повышение функциональных  и адаптивных возможностей организма, профилактику ПАВ по программе «Сталкер»);

- психологические занятия по профилактике употребления ПАВ, ВИЧ/СПИДА, ИППП;

- профилактика суицидов у подростков группы риска.

  • 3. Коррекция эмоционально – волевого и когнитивного компонентов личности (предполагает  раз­ви­тие по­зна­ва­тель­ной сферы уча­щих­ся: вни­ма­ния, па­мя­ти, мыш­ле­ния;  сня­тие тре­вож­но­сти, фор­ми­ро­ва­ние адек­ват­ной са­мо­оцен­ки; раз­ви­тие на­вы­ков са­мо­ор­га­ни­за­ции и са­мо­кон­тро­ля; по­вы­ше­ние со­про­тив­ля­е­мо­сти стрес­су; ак­ту­а­ли­за­цию внут­рен­них ре­сур­сов; развитие сплоченности коллектива воспитанников.
  • 4. Профориентационная работа с воспитанниками (ин­ди­ви­ду­аль­ная и груп­по­вая) предполагает информирование и рекомендации воспитателям, педагогам и администрации по учету индивидуальных особенностей детей детского дома в  воспитательном процессе, определении индивидуального подхода к ребенку.
  • 5. Просветительская работа с администрацией и педагогическим коллективом детского дома предполагает повышение психологической компетентности педагогов и администрации по индивидуальным особенностям детей, ситуациям нарушения дисциплины на уроках; работу «Психологической гостиной» для воспитателей, обучение воспитателей навыкам формирования поддержки детей с акцентуациями характера.
  • 6. Правовое воспитание детей.     

Социальный педагог:

1. Работа по повышению уровня социальной адаптации среди подросткового коллектива воспитанников, формирование потребности в общении, личностные отношения со взрослыми и сверстниками (постоянно).

2.      Осуществление контроля за соблюдением прав ребенка с психолого-медико-социальным сопровождением.

3.      Проведение комплексного оказания помощи воспитанникам из группы «риска» на основе индивидуальной работы:

- посещение секций по интересам;

- организация учебной деятельности;

- корректировка противоправного поведения;

- пропаганда ЗОЖ.                        

- пре­одо­ле­ние де­ви­а­ций в по­ве­де­нии под­рост­ков группы риска, адаптивное поведение воспитанников в социуме;

- спло­че­ние  кол­лек­ти­ва воспитанников, развитие навыков межличностного общения и взаимодействия;

- рост по­ка­за­те­лей ин­ди­ви­ду­аль­но-​лич­ност­но­го раз­ви­тия (развитие адек­ват­ной са­мо­оцен­ки, самоконтроля поведения,  сни­же­ние уров­ня тре­вож­но­сти, агрессивности.

- развитие установок на ЗОЖ;

- повышение уровня социализации воспитанников.

                                      Физкультурно-спортивная                 
                                               деятельность

  • Это направление  включает:
  • Занятия в спортивных секциях;
  • Командные и индивидуальные тренировки на базе учреждения;
  • Тренировки на базе команды «Сноубордисты 69»;
  • Поездки на тренировочную базу команды «Динамо»;
  • Тренировки по плаванию в бассейне «Дельфин»;
  • Участие в спортивных соревнованиях различных уровней (районного, городского, областного, Всероссийского);
  •  Встречи с титулованными игроками спортивных клубов, спортсменами(Алексеем Яшиным, Александром Кожевниковым, ветеранами клуба МВД,заслуженным летчиком РФ, Героем Советского Союза Николаем Тимофеевичем Антошкиным, Николаем Валуевым и др.);
  • Мастер-классы титулованных спортсменов(Алексея Яшина (2010);Александра Кожевникова(2011); Кожевникова и лучшей команды России 2011 года, победителя «Золотой шайбы»  (г. Сахалина) по хоккею; Ильи Бякина (2011); футбольного Тверского клуба «Волга», представителей команды Ветеранов ХК «Динамо»);
  •  Поездки на матчи хоккейной команды «Динамо».

       Весь детский дом живёт атмосферой спорта. В комнатах у ребят есть спортивные уголки с фотографиями, грамотами, кубками.

      Физическая культура является средством профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой активности. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ» гарантирует право граждан на равный доступ к занятиям физическими упражнениями и спортом.   Анализируя работу по физическому воспитанию в данном учреждении, отмечается высокий уровень активности детей в занятиях спортом. Имеются определенные успехи. Существует тесная связь с хоккейным клубом «МВД». У ребятишек есть возможность поболеть за любимых хоккеистов на хоккейных матчах. Они выступают спонсорами в приобретении спортивного инвентаря и оборудования. В конце февраля – начале марта 2010 года  делегация интерната была направлена на встречу с Министром Внутренних Дел Рашидом Нургалиевым. Ребятам довелось поучаствовать в игре со знаменитыми хоккеистами и получить подарки из рук министра.

                                                 Результаты:

  • 11 - кратные чемпионы области по хоккею
  • Участники и призёры  Спартакиад среди детских домов Тверской области
  • Участники и призеры  игр Доброй Воли
  • Участники и призеры всероссийских турниров «Золотая шайба»!
  • Участие команды  девочек во всероссийском турнире «Золотая шайба»  (г. Зеленоград)
  • Победа команды девочек по мини-футболу во всероссийских соревнованиях (г.Чехов)
  • Призеры Всероссийского  турнира  «Будущее зависит только от тебя…» (г.Санкт – Петербург)
  • Победители 4-х Всероссийских детских олимпиад среди детских домов
  • Спортивные достижения в 2012 году
  • Третье место хоккейной команды в чемпионате области на кубок главы города Калязин
  • Первое место команды девочек в областном турнире по мини – футболу.
  • Четвертое место футбольной команды мальчиков на первенство области
  • Второе место на V Всероссийской детской олимпиаде среди детских домов
  • Победитель областных соревнований по ОФП среди детских домов
  • Первое место в областном турнире по мини-футболу среди детских домов

                            Пропаганда здорового образа  жизни

Совместная работа служб детского дома позволяет решать следующие задачи:

  • Повышение уровня знаний в вопросах охраны здоровья;
  • Воспитание потребности в здоровом образе жизни;
  • Формирование целостного понимания о здоровом образе жизни.
  • Закаливание.

Направления деятельности:

-информирование и просвещение воспитанников об особенностях здорового образа жизни,

-участие воспитанников  в акциях здоровья,

- организация отдыха воспитанников в рамках программы оздоровления в

летний и каникулярный период.

                                 Культурно-досуговая деятельность

Задачи:

  • Повышение сплоченности среди воспитанников и педагогов через совместную  творческую деятельность
  • Раскрытие индивидуальных способностей и личностного потенциала воспитанников путем вовлечения их в разнообразную деятельность.
  • Формирование целостного понимания о традициях на Руси, повышение уровня знаний в области культуры и культурных ценностей.
  • Использование  элементов фольклора в процессе физического воспитания детей.

Направления:

Фольклорная деятельность

Музыкальная деятельность

Эстетическая деятельность

Библиотечная деятельность

Хозяйственно – трудовая деятельность

Спортивная деятельность

        Важными формами организации досуга детей являются занятия в разнообразных кружках: шитья, пения, фольклора и т. п. Такое переключение весьма полезно и для здоровья. В процессе деятельности дети приучаются к труду и дисциплине, приобретают ценные практические навыки. Серьезную ошибку допускают те педагоги, воспитатели, которые стремятся предоставить своим детям готовые развлечения и удовольствия, не требующие от них затраты каких-либо усилий. Это противоречит детской натуре, особенностям детей, стремящимся к активности и самостоятельности.

       В интернате уже 8 лет существует ансамбль русской песни «Канареечка». Ансамбль за это время добился больших успехов. Они лауреаты областного и районного фестивалей детского творчества, а также участники 3-х Всероссийских фестивалей «Созвездие», которые проходили в Пскове, Анапе и Пензе. В Пензе ребятишки заняли почётное 2-е место, обойдя 28 регионов России. Стало традицией проводить ежегодные творческие отчёты ансамбля. Дети представляют концертную программу, в которой исполняются народные песни, частушки, игры, стихи, прибаутки. Руководители (Чикалина Т. М. , Багаева И. Д.) прививают детям любовь к народному творчеству, песне. Три раза в неделю ведутся занятия кружка « Народное творчество», на которых детей знакомят с народными традициями, обрядами. Дети узнают много нового и интересного из жизни наших предков.

Такое вовлечение в  деятельность, конечно же, даёт свои результаты: у большинства детей сформирована активная жизненная позиция, они общительны и коммуникабельны, они увлечены каким-то любимым делом.

            Народные традиции занимают важное место в жизни любого народа, дают огромное поле деятельности в работе с детьми, обладают большими педагогическими, воспитательными и оздоровительными возможностями. Наиболее интересной формой изучения традиций являются праздники. От участников они требуют полного раскрытия всех талантов, творческих способностей, большой затраты психических и физических сил.   

      С повышением внимания к развитию личности ребенка появилась возможность обновить и улучшить систему физического воспитания. Наряду с поиском совершенных моделей воспитания, возрождаются лучшие образцы народной педагогики.

      Фольклор как сокровищница русского народа позволяет разнообразить процесс физического воспитания и развития двигательной творческой инициативы детей путем нахождения новых форм:

  • Ритмическая гимнастика в русском народном стиле;
  • Физминутки на основе фольклора;
  • Русские народные подвижные игры, игры-забавы, аттракционы;
  • Физкультурные досуги;
  • Спортивные праздники;
  • Дни здоровья;
  • Пешие турпоходы.

        Выходной день целиком используется для отдыха и развлечения детей. Разумеется, в каждой семье выходные дни детей протекают по-разному. Обычно после завтрака младшие дети идут гулять, а старшие помогают по хозяйству.

        Хочется отметить, что коллективные занятия и развлечения детей в часы досуга поощряются. Различные игры, совместное чтение, посещение кино, театров, музеев — все это сближает детей и развивает у них навыки коллективизма, общности интересов и потребность в здоровом образе жизни.

        Свободное время у воспитанников бывает не только в выходные и праздничные дни, но и в обычные рабочие дни, после приготовления уроков. Работники детского дома следят  за тем, чтобы это время дети проводили главным образом на воздухе, занимались спортом, подвижными играми.

                                                  Результаты:

  • Созданы благоприятные условия для формирования основных жизненных ценностей ребёнка, в которых здоровье занимает достойное место;
  • Уменьшилось число  простудных заболеваний;
  • Повысилась мотивация на здоровый образ жизни, на учебную деятельность, на творческую активность;
  • Отсутствуют правонарушения, преступления  и побеги среди воспитанников;
  • Нет состоящих на учете в ПДН, у нарколога и у психиатра;
  • Успешное формирование устойчивых навыков здорового образа жизни.                    

                                      Преимущества данного  проекта

  • Преобладание интерактивных методов организации воспитания, при котором роль воспитанников не ограничивается пассивным восприятием готовой информации. Дети оказываются активными участниками воспитательного процесса, стимулирующего их самостоятельность, творческую активность.
  • Формируемые приёмы и навыки актуальны для конкретной возрастной группы детей, востребованы в их повседневной жизни.
  • Вариативность при выборе площадок и вариантов реализации.
  • Организация воспитательной работы через систему традиций, ориентированных на  формирование у воспитанников потребности в здоровом образе жизни,  возрождение духовно-нравственных и культурных ценностей русского народа.
  • Совместное участие педагогов, детей, спонсоров и волонтеров в реализации проекта.
  • Повышение культурного уровня социума.

                                                Вывод

        Главное в здоровом образе жизни - это активное творение здоровья, включая все его компоненты. Таким образом, понятие здорового образа жизни гораздо шире, чем отсутствие вредных привычек, режим труда и отдыха, система питания, различные закаливающие и развивающие упражнения; в него также входит система отношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом. Следовательно, для творения здоровья необходимо как расширение представлений о здоровье и болезнях, так и умелое использование всего спектра факторов, влияющих на различные составляющие здоровья (физическую, психическую, социальную и духовную), овладение оздоровительными, общеукрепляющими методами и технологиями, формирование установки на здоровый образ жизни.

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Декабрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2018 Сделать бесплатный сайт с uCoz