Проект на тему:
Модель формирования здорового образа жизни
воспитанников ГБОУ «Митинский детский дом»
старший вожатый Чикалина Алина Александровна
Краткая характеристика учреждения
ГОУ Торжокская школа-интернат для детей-сирот открыто как образовательное учреждение в 1997 году в микрорайоне Митино, в связи с реорганизацией детского дома и переездом из с. Млевичи. В 2012 году учреждение переименовано в ГБОУ «Митинский детский дом».
Основная идея воспитательной работы – создание определённого жизненного пространства для детей, своеобразной модели жизненных отношений, способствующей приобщению по мере их физического и психологического взросления к достижениям человеческой культуры и по возможности вхождению в неё. В связи с этим, в учреждении осуществляется:
- разновозрастное комплектование групп с учётом родственных связей;
- организация проживания детей, условия которых максимально приближены к семейным (дети проживают маленькими группами, создан комфорт, санитарно-гигиенические условия);
- развитие семейных традиций (празднование дня рождения семьи, дней рождений воспитанников, ведение семейного альбома);
- создание развивающей среды (в каждой группе есть настольные игры, игрушки, современное бытовое оборудование, спортивный инвентарь);
- подготовка к различной трудовой деятельности (самообслуживание, дежурство по комнате, в столовой, выполнение различных поручений);
- формирование навыков взаимодействия с социальной средой (проведение дней самоуправления, посещение социально-культурных учреждений, поездки за пределы города, экскурсии по городским достопримечательностям).
Актуальность. Введение модели формирования ЗОЖ, несомненно, положительно скажется на поддержке и развитии у воспитанников устойчивого интереса к здоровью, к школе движения, что будет выражено в развитии у детей способности самостоятельно познавать окружающую жизнь, повышая резервные возможности организма и достигая неспецифического оздоровительного эффекта физического воспитания.
Формирование культуры здоровья детей-сирот в системе образования является очень актуальным и наиболее значимым, так как современное состояние экономики, общества, экологии неблагоприятно отражается на здоровье людей и, в первую очередь, на здоровье подрастающего поколения. Формирование культуры здоровья предполагает развитие двигательной активности детей, обучение здоровому образу жизни, создание комфортного психологического климата и обеспечение здоровьесберегающих условий для всех детей-сирот.
Сохранение и укрепление здоровья наших воспитанников – еще одна из наиболее важных и сложных задач. В настоящее время лишь незначительная их часть является полностью здоровыми, поэтому воспитание детей и подростков приобретает социальную значимость. У подростков часто наблюдаются отклонения в поведении (хулиганство, курение, увлечение азартными играми, употребление алкоголя), которые негативно сказываются на их здоровье.
Очень важно в период детства формировать потребность в сознательном участии в сохранении и укреплении здоровья, в здоровом образе жизни. Это должно стать одним из ведущих направлений педагогической деятельности детского дома в подготовке воспитанников к самостоятельной жизни.
Оценивая детей в рамках проекта, прежде всего стоит поверить в своих ребят, поверить в их силы. Дети должны почувствовать «ситуацию успеха» и тогда их жизнь, их деятельность станет более качественной и успешной, особенно это относится к ребятишкам из детских домов. Поэтому именно на этапе школьного возраста приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни.
Цель проекта: Формирование у воспитанников детского дома устойчивой потребности в здоровом образе жизни.
Задачи:
1. Способствовать формированию физического, психологического и психосоматического благополучия детей-сирот.
2. Помочь сформировать у воспитанников осознанный выбор здорового образа жизни.
3. Сформировать адаптивные механизмы психики воспитанников.
4. Способствовать укреплению здоровья, содействовать гармоническому физическому развитию.
5. Использовать здоровьесберегающие технологии в воспитательном процессе.
6. Использовать воспитательный потенциал досуговой деятельности для успешной адаптации детей-сирот к жизни в социуме и формирования опыта социального взаимодействия.
7. Социализация воспитанников детского дома.
Этапы реализации проекта
- Подготовительный
Создание условий для формирования здорового образа жизни, выявление потенциала воспитанников, оценка возможностей и перспективных направлений для создания модели.
- Основной
Реализация проекта по формированию здорового образа жизни, исходя из личностно - ориентированного подхода (индивидуальных особенностей, способностей и спортивного потенциала каждого воспитанника).
- Заключительный
Анализ полученных результатов, оценка эффективности проекта.
Срок действия проекта: проект долгосрочный.
Инновационность проекта
Проект разработан с учетом комплексного подхода, основанного на совместной работе и взаимодействии коллектива педагогов, воспитателей, психологической и медицинской служб детского дома, поддержки спортивной деятельности администрацией.
Практическая значимость
Практическая значимость проекта заключается в решении поставленных задач и создании условий для успешного формирования здорового образа жизни воспитанников и их дальнейшей социализации.
Медико-профилактическая работа
На базе лицензированных видов медицинской деятельности(общая практика, сестринское дело в педиатрии, физиотерапия) в рамках программы оздоравливания осуществляются:
- Организация медицинского обеспечения детей-сирот (наблюдение за ростом и развитием ребенка, выявление проблемного заболевания, вакцинопрофилактика, активное выявление хронических очагов инфекции и их санация, профилактическая работа на всех этапах сопровождения).
- Первичная профилактика и противорицедивная терапия( рост, вес, плантография, измерение АД, острота зрения и слуха; ЭКГ и УЗИ).
- Скрининговая диагностика (с помощью комплекса АТСД), антропометрические, лабораторные, инструментальные методы исследования;
- Гигиеническое и психопрофилактическое воспитание (проведение тестирования детей и воспитателей, беседы по профилактике курения, алкоголизма, наркозависимости и т. д, встречи с узкими специалистами)
- Работа физио-, процедурного, стоматологического кабинетов, кабинета здоровья.
- Комплекс профилактических мероприятий, направленных на защиту здоровья детей и профилактику заболеваний, включает следующее
( кварцевание помещений, ионизация воздуха, санаторно-курортное лечение в детских оздоровительных учреждениях, где проводится ряд оздоровительных мероприятий.
- Приобретение медицинского оборудования для физиокабинета: инфракрасное излучение, ультразвуковое введение лекарств, пневматический массаж.
- Внедрение дистанционного образования детей-инвалидов.
Социально–психологическая поддержка
Направления деятельности:
- Психодиагностика индивидуальных особенностей детей-
cирот (предполагает психолого-педагогическое изучение воспитанников , определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации (выявление детей группы риска)
- Психопрофилактика девиантного поведения воспитанников
- работа сенсорной комнаты (снятие напряжения, профилактика неврозов и явлений дезадаптации у воспитанников);
- обучение методам саморегуляции методом ФБУ на аппаратном комплексе Волна (снятие тревожности, агрессивности через обучение диафрагмальному дыханию посредством релаксационного тренинга, повышение функциональных и адаптивных возможностей организма, профилактику ПАВ по программе «Сталкер»);
- психологические занятия по профилактике употребления ПАВ, ВИЧ/СПИДА, ИППП;
- профилактика суицидов у подростков группы риска.
- 3. Коррекция эмоционально – волевого и когнитивного компонентов личности (предполагает развитие познавательной сферы учащихся: внимания, памяти, мышления; снятие тревожности, формирование адекватной самооценки; развитие навыков самоорганизации и самоконтроля; повышение сопротивляемости стрессу; актуализацию внутренних ресурсов; развитие сплоченности коллектива воспитанников.
- 4. Профориентационная работа с воспитанниками (индивидуальная и групповая) предполагает информирование и рекомендации воспитателям, педагогам и администрации по учету индивидуальных особенностей детей детского дома в воспитательном процессе, определении индивидуального подхода к ребенку.
- 5. Просветительская работа с администрацией и педагогическим коллективом детского дома предполагает повышение психологической компетентности педагогов и администрации по индивидуальным особенностям детей, ситуациям нарушения дисциплины на уроках; работу «Психологической гостиной» для воспитателей, обучение воспитателей навыкам формирования поддержки детей с акцентуациями характера.
- 6. Правовое воспитание детей.
Социальный педагог:
1. Работа по повышению уровня социальной адаптации среди подросткового коллектива воспитанников, формирование потребности в общении, личностные отношения со взрослыми и сверстниками (постоянно).
2. Осуществление контроля за соблюдением прав ребенка с психолого-медико-социальным сопровождением.
3. Проведение комплексного оказания помощи воспитанникам из группы «риска» на основе индивидуальной работы:
- посещение секций по интересам;
- организация учебной деятельности;
- корректировка противоправного поведения;
- пропаганда ЗОЖ.
- преодоление девиаций в поведении подростков группы риска, адаптивное поведение воспитанников в социуме;
- сплочение коллектива воспитанников, развитие навыков межличностного общения и взаимодействия;
- рост показателей индивидуально-личностного развития (развитие адекватной самооценки, самоконтроля поведения, снижение уровня тревожности, агрессивности.
- развитие установок на ЗОЖ;
- повышение уровня социализации воспитанников.
Физкультурно-спортивная
деятельность
- Это направление включает:
- Занятия в спортивных секциях;
- Командные и индивидуальные тренировки на базе учреждения;
- Тренировки на базе команды «Сноубордисты 69»;
- Поездки на тренировочную базу команды «Динамо»;
- Тренировки по плаванию в бассейне «Дельфин»;
- Участие в спортивных соревнованиях различных уровней (районного, городского, областного, Всероссийского);
- Встречи с титулованными игроками спортивных клубов, спортсменами(Алексеем Яшиным, Александром Кожевниковым, ветеранами клуба МВД,заслуженным летчиком РФ, Героем Советского Союза Николаем Тимофеевичем Антошкиным, Николаем Валуевым и др.);
- Мастер-классы титулованных спортсменов(Алексея Яшина (2010);Александра Кожевникова(2011); Кожевникова и лучшей команды России 2011 года, победителя «Золотой шайбы» (г. Сахалина) по хоккею; Ильи Бякина (2011); футбольного Тверского клуба «Волга», представителей команды Ветеранов ХК «Динамо»);
- Поездки на матчи хоккейной команды «Динамо».
Весь детский дом живёт атмосферой спорта. В комнатах у ребят есть спортивные уголки с фотографиями, грамотами, кубками.
Физическая культура является средством профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой активности. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ» гарантирует право граждан на равный доступ к занятиям физическими упражнениями и спортом. Анализируя работу по физическому воспитанию в данном учреждении, отмечается высокий уровень активности детей в занятиях спортом. Имеются определенные успехи. Существует тесная связь с хоккейным клубом «МВД». У ребятишек есть возможность поболеть за любимых хоккеистов на хоккейных матчах. Они выступают спонсорами в приобретении спортивного инвентаря и оборудования. В конце февраля – начале марта 2010 года делегация интерната была направлена на встречу с Министром Внутренних Дел Рашидом Нургалиевым. Ребятам довелось поучаствовать в игре со знаменитыми хоккеистами и получить подарки из рук министра.
Результаты:
- 11 - кратные чемпионы области по хоккею
- Участники и призёры Спартакиад среди детских домов Тверской области
- Участники и призеры игр Доброй Воли
- Участники и призеры всероссийских турниров «Золотая шайба»!
- Участие команды девочек во всероссийском турнире «Золотая шайба» (г. Зеленоград)
- Победа команды девочек по мини-футболу во всероссийских соревнованиях (г.Чехов)
- Призеры Всероссийского турнира «Будущее зависит только от тебя…» (г.Санкт – Петербург)
- Победители 4-х Всероссийских детских олимпиад среди детских домов
- Спортивные достижения в 2012 году
- Третье место хоккейной команды в чемпионате области на кубок главы города Калязин
- Первое место команды девочек в областном турнире по мини – футболу.
- Четвертое место футбольной команды мальчиков на первенство области
- Второе место на V Всероссийской детской олимпиаде среди детских домов
- Победитель областных соревнований по ОФП среди детских домов
- Первое место в областном турнире по мини-футболу среди детских домов
Пропаганда здорового образа жизни
Совместная работа служб детского дома позволяет решать следующие задачи:
- Повышение уровня знаний в вопросах охраны здоровья;
- Воспитание потребности в здоровом образе жизни;
- Формирование целостного понимания о здоровом образе жизни.
- Закаливание.
Направления деятельности:
-информирование и просвещение воспитанников об особенностях здорового образа жизни,
-участие воспитанников в акциях здоровья,
- организация отдыха воспитанников в рамках программы оздоровления в
летний и каникулярный период.
Культурно-досуговая деятельность
Задачи:
- Повышение сплоченности среди воспитанников и педагогов через совместную творческую деятельность
- Раскрытие индивидуальных способностей и личностного потенциала воспитанников путем вовлечения их в разнообразную деятельность.
- Формирование целостного понимания о традициях на Руси, повышение уровня знаний в области культуры и культурных ценностей.
- Использование элементов фольклора в процессе физического воспитания детей.
Направления:
Фольклорная деятельность
Музыкальная деятельность
Эстетическая деятельность
Библиотечная деятельность
Хозяйственно – трудовая деятельность
Спортивная деятельность
Важными формами организации досуга детей являются занятия в разнообразных кружках: шитья, пения, фольклора и т. п. Такое переключение весьма полезно и для здоровья. В процессе деятельности дети приучаются к труду и дисциплине, приобретают ценные практические навыки. Серьезную ошибку допускают те педагоги, воспитатели, которые стремятся предоставить своим детям готовые развлечения и удовольствия, не требующие от них затраты каких-либо усилий. Это противоречит детской натуре, особенностям детей, стремящимся к активности и самостоятельности.
В интернате уже 8 лет существует ансамбль русской песни «Канареечка». Ансамбль за это время добился больших успехов. Они лауреаты областного и районного фестивалей детского творчества, а также участники 3-х Всероссийских фестивалей «Созвездие», которые проходили в Пскове, Анапе и Пензе. В Пензе ребятишки заняли почётное 2-е место, обойдя 28 регионов России. Стало традицией проводить ежегодные творческие отчёты ансамбля. Дети представляют концертную программу, в которой исполняются народные песни, частушки, игры, стихи, прибаутки. Руководители (Чикалина Т. М. , Багаева И. Д.) прививают детям любовь к народному творчеству, песне. Три раза в неделю ведутся занятия кружка « Народное творчество», на которых детей знакомят с народными традициями, обрядами. Дети узнают много нового и интересного из жизни наших предков.
Такое вовлечение в деятельность, конечно же, даёт свои результаты: у большинства детей сформирована активная жизненная позиция, они общительны и коммуникабельны, они увлечены каким-то любимым делом.
Народные традиции занимают важное место в жизни любого народа, дают огромное поле деятельности в работе с детьми, обладают большими педагогическими, воспитательными и оздоровительными возможностями. Наиболее интересной формой изучения традиций являются праздники. От участников они требуют полного раскрытия всех талантов, творческих способностей, большой затраты психических и физических сил.
С повышением внимания к развитию личности ребенка появилась возможность обновить и улучшить систему физического воспитания. Наряду с поиском совершенных моделей воспитания, возрождаются лучшие образцы народной педагогики.
Фольклор как сокровищница русского народа позволяет разнообразить процесс физического воспитания и развития двигательной творческой инициативы детей путем нахождения новых форм:
- Ритмическая гимнастика в русском народном стиле;
- Физминутки на основе фольклора;
- Русские народные подвижные игры, игры-забавы, аттракционы;
- Физкультурные досуги;
- Спортивные праздники;
- Дни здоровья;
- Пешие турпоходы.
Выходной день целиком используется для отдыха и развлечения детей. Разумеется, в каждой семье выходные дни детей протекают по-разному. Обычно после завтрака младшие дети идут гулять, а старшие помогают по хозяйству.
Хочется отметить, что коллективные занятия и развлечения детей в часы досуга поощряются. Различные игры, совместное чтение, посещение кино, театров, музеев — все это сближает детей и развивает у них навыки коллективизма, общности интересов и потребность в здоровом образе жизни.
Свободное время у воспитанников бывает не только в выходные и праздничные дни, но и в обычные рабочие дни, после приготовления уроков. Работники детского дома следят за тем, чтобы это время дети проводили главным образом на воздухе, занимались спортом, подвижными играми.
Результаты:
- Созданы благоприятные условия для формирования основных жизненных ценностей ребёнка, в которых здоровье занимает достойное место;
- Уменьшилось число простудных заболеваний;
- Повысилась мотивация на здоровый образ жизни, на учебную деятельность, на творческую активность;
- Отсутствуют правонарушения, преступления и побеги среди воспитанников;
- Нет состоящих на учете в ПДН, у нарколога и у психиатра;
- Успешное формирование устойчивых навыков здорового образа жизни.
Преимущества данного проекта
- Преобладание интерактивных методов организации воспитания, при котором роль воспитанников не ограничивается пассивным восприятием готовой информации. Дети оказываются активными участниками воспитательного процесса, стимулирующего их самостоятельность, творческую активность.
- Формируемые приёмы и навыки актуальны для конкретной возрастной группы детей, востребованы в их повседневной жизни.
- Вариативность при выборе площадок и вариантов реализации.
- Организация воспитательной работы через систему традиций, ориентированных на формирование у воспитанников потребности в здоровом образе жизни, возрождение духовно-нравственных и культурных ценностей русского народа.
- Совместное участие педагогов, детей, спонсоров и волонтеров в реализации проекта.
- Повышение культурного уровня социума.
Вывод
Главное в здоровом образе жизни - это активное творение здоровья, включая все его компоненты. Таким образом, понятие здорового образа жизни гораздо шире, чем отсутствие вредных привычек, режим труда и отдыха, система питания, различные закаливающие и развивающие упражнения; в него также входит система отношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом. Следовательно, для творения здоровья необходимо как расширение представлений о здоровье и болезнях, так и умелое использование всего спектра факторов, влияющих на различные составляющие здоровья (физическую, психическую, социальную и духовную), овладение оздоровительными, общеукрепляющими методами и технологиями, формирование установки на здоровый образ жизни.
|