Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS


ГКУ "Митинский детский дом"


Вторник, 19.03.2024, 12:14

 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Социальный педагог 

Никитина Н. М.

Реалии современной российской жизни как: экономический кризис, безработица, обнищание отдельных слоев населения, живущих за чертой бедности, низкий прожиточный уровень семьи, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, ослабление семейных устоев¸ утрата  моральных ценностей, пьянство, алкоголизм, наркомания, бесконтрольное увлечение  просмотром жестоких и остросюжетных фильмов,семейные разборки,алкоголизм родителейили одного их них, проявление жестокости и садизма, наличие судимых членов семьи, пренебрежение санитарно – гигиеническими нормамипорождает возникновению социальных отклонений в поведении детей и ухудшения здоровья, Находясь в асоциальной семье, ребенок недополучает необходимых положительных стимулов в саморазвитии и деятельности, заботу окружающих и взаимопонимание.

Следует подчеркнуть, что безнравственная обстановка в семье (истерические крики, драки и др.) помимо отрицательного примера приводит к серьезным психическим травмам ребенка, преодолеть которые в последующем исключительно трудно.

Дети в таких семьях постоянно испытывают чувство беззащитности, боль, унижение, насилие. Они начинают отстаивать свое право на выживание и сосуществование собственными способами, что часто приводит  к побегам, употреблению алкоголя, психоактивных веществ, -все эти деяния способствую в дальнейшем к  совершению подростками правонарушений и преступлений. Отклоняющееся от нормы поведение часто называют девиантным.

Из 45 детей, находящихся в нашем учреждении, 28 их родителей лишены родительски прав,  трое родителей по приговору суда находятся в местах лишения свободы за распространение наркотических средств с отбыванием наказания сроком до десяти лет и больше.11 детей не имеют родителей и являются круглыми сиротами.

У воспитанниковнаблюдаются проблемы медицинского характера, обусловленные патологическими отклонениями в состоянии здоровья.

Адаптация детей,  прибывших в детский дом, проходит порой болезненно. Проявляются негативные особенности развития личности, с которыми сталкиваются  воспитатели и педагоги.  Отмечаются определенные изменения  в эмоционально- волевой  сфере: отсутствие  организованности, целеустремленности, неадекватной самооценки, неуверенности в своих силах, неспособность выстроить взаимоотношения с окружающими вплоть до полного отсутствия к сотрудничеству.

Нарушения подобного рода проявляются в повышенной чувствительности, психическом утомлении, неготовности преодолевать трудности недоверчивости, наблюдается чрезмерная импульсивная активность с нарастанием агрессивного поведения.

Отягощенная наследственность, неблагоприятные биологические и социальные факторы являются причинами различных отклонений в развитии детей, что  сказывается на  трудностях адаптации в детском доме.

Подавляющее большинство воспитанников нашего учреждения имеют проблемы психологического и педагогического характера. Высокая тревожность, наличие страхов ( боязнь спать с закрытой дверью), низкая самооценка, «разжигание» ссор и конфликтов; у большинства детей наблюдается отсутствие мотивации в учебной деятельности. У детей подросткового возраста сформированы такие  черты эмоционального портрета: бедная гамма эмоций, склонность в быстрой смене настроения, неадекватность реагирования на замечания (от равнодушия до агрессивности и враждебности). Они уязвимы для критики и проявления неприятия, считают показывать другому, что тебе плохо- это проявление слабости..

Напряжение в отношениях с окружающими, возникшее в результате явных или скрытых форм, приводит к конфликтной ситуации, что  чаще всего происходит в школе, где воспитанники, обучаясь вместе с родительскими детьми,  отстают по ряду предметов школьной программы  из-за педагогической запущенности. Они оказывают сопротивление педагогическим воздействиям, дерзят учителям, пропускают уроки и даже допускают антиобщественные проступки, провоцируя различные конфликтные ситуации.

У подростков, особенно (6 - 9 классы), на врожденные отклонения в характеренакладываются болезненные переживания с отрицательным эмоциональным знаком; у них  формируется комплекс неполноценности и,  как следствие,  возникает необходимость в искусственных компенсаторах- алкоголе,  курении,  употреблении  наркотических веществ и психотропных средств, приводящих к конфликтам и агрессии.

Для предупреждения  девиантного поведения со  стороны воспитанников  большое внимание уделяем профилактике конфликтов.

Как разрешать конфликты? Как научить подростка преодолевать конфликты на протяжении всего периода взросления?

Конфликт – это напряжение в отношениях, возникшее в результате явных или скрытых противоречий, столкновения различных мотивов, мнений, стремлений людей и ведущее к борьбе сторон

Исходя из  практики конфликты происходят:

  • Между личностями в школе ( ученик- ученик,  учитель- ученик)
  • Внутри детского дома (воспитанников, воспитателей)
  •  Между отдельными группами( учащимися разных классов, учителей разного возраста и профессионального уровня.)

Имеются  три типа подходов  к урегулированию:

  • Одна из сторон  хочет  одержать победу. Каждый участник стремиться силой заставить другого подчиниться. Это влечет за собой насилие и оставляет конфликт нерешенным.
  •  Участник конфликта игнорирует его наличие и бездействует, что ведет к его накоплению, азатем к «внезапным», стихийным формам разрешения конфликта, часто сопровождающимся агрессий.
  • Нахождение взаимоприемлемого решения путем  переговоров.

 Только при избрании последнего пути, направленного на совместный поиск решения, возможно, реализовать положительные функции конфликта. Таким образом, управление конфликтами заключается не в том, чтобы ликвидировать и не заметить конфликт, а в том, чтобы предотвратить конфликтное поведение без насильственного способа разрешения.

В этой связи большую роль играют методы профилактики:

  • Ранняя диагностика конфликта, выявление его причин, чтобы не допустить разрастания;
  •  «выплескивание», «разрядка» негативных эмоций через виды деятельности, не причиняющие заметного вреда воспитаннику.

Самой распространенной формой профилактики  и разрешения конфликтов является форма тренинга.

  •  
  • Космическая скорость

 Участникам тренинга дается инструкция: передать   кругу, в любом порядке, кроме соседа справа и слева мяч, но так, чтобы мяч побывал у каждого члена команды 1 раз.

  •  Говорю, что вижу

Сидя в круге, дети наблюдают за поведением других и, по очереди, говорят, что они видят относительного любого из участников. Например: «Артем сидит, положив ногу на ногу», « Яна поправляет волосы», но по условию тренинга нельзя использовать оценочных высказываний.

  • Печатная машинка

Участнику тренинга дается  незаконченная фраза, которую  продолжает сосед ит.д.

Например: « если бы меня обсчитали в магазине…и т.д. После каждого тренинга проходит обсуждение.

 

Игра № 1 Солнце и планеты

 Ребята встают в круг лицом к лицу. Правая рука поднимается вверх, за неё может взяться любой другой, который испытывает к « солнцу» душевное притяжение( Эмоциональную и личностную симпатию)

*Занятие № 2 Улыбка

Благожелательная улыбка- это первый знак расположения к человеку, это начало любого разговора очень простой прием привлечения внимания. Попробуйте открыто улыбнуться тому человеку в группе, кого вы особенно рады видеть и хотите поприветствовать. Обратите внимание на свои ощущения.  После обсуждения – вывод: если увидишь лицо без улыбки, улыбнись сам первым.

*Рассказывание

Каждому участнику даются разные задания, типа « Когда я наблюдаю полет бабочки, я…

Когда я вижу закат солнца, я … и.  д.

Когда я слышу шум дождя, я…

Некоторые дети желают свои мысли изложить в письменной форме, что приветствуется.

Таким образом, используя разные формы занятости  воспитанников, как фактор риска для развития девиантного поведения, важно не допустить  перехода конфликта в состояние агрессивного действия.

Агрессивное поведение возникает в процессе межличностного (межгруппового) общения. У детейпри вступлении в контакт агрессия является средством проверки на прочность. Чаще всего такое поведение направлено против сверстников, чем против взрослых Во- первых, со сверстниками ребенок сталкивается ежедневно. Во- вторых, будучислабым сам, он ищет жертву заведомо слабее себя, что вообще свойственно для тех, кто желает самоутвердиться. Мальчики – агрессоры доминанты. У них проявляется физическая агрессия либо наступает социальная изоляция, отсутствие( или ограниченность) контактов и принадлежности к неформальным группам, т.е. социальное одиночество. В основе лежит либо низкая социальная активность( застенчивость, скованность), либо неприятие норм и ценностей группы ровесников, опережающих в интеллектуально – нравственном развитии.

Девочки – агрессоры незаметны и изворотливы. Они высмеивают, подтрунивают, манипулируют кругом подруг, распространяют слухи и подстрекают других детей в форме язвительных замечаний, перешептывания за спиной, иногда провоцируют физическую агрессию со стороны мальчиков.

Проявление агрессивности у воспитанников в  подростковом возрасте главным образом зависит от реакции и отношения взрослых к тем или иным формам поведения. Если воспитатели, педагоги и иные лица не замечают или относятся терпимо к любым проявлениям агрессии, то в результате возникают такие формы агрессии как, упрямство, раздражительность,, злость, вандализм и другие виды сопротивленияне получившие профессиональной психологической  консультации дети¸став подростками, а затем юношами и девушками,  втягиваются в криминальную деятельность. В отличие от других у них чаще наблюдается депрессия,  бегство от реальной жизни и проявление суицидальных действий.

Из этого следует, что втянутый в конфликт  ребенок, может совершать только разрушительные действия по отношению к себе и другим: возникает драка, ребенок начинает портить все: рвет учебники, бросает их, старается  вовлечь в такое же состояние и других детей, а  также проявляет агрессивное  отношение к  учебному процессу, к преподавателям и к школе.

Дети, у которых затруднен процесс нормальной социализации и социальной адаптации и, которые требуют поддержки, коррекции и реабилитации относятся к «группе риска». Для такой группы наиболее вероятны процесс дальнейшей криминализации и различные виды девиантного поведения.

На сегодняшний день, нет единой точки зрения на определение понятия девиантного поведения и насколько оно является патологическим.

Существуют разные подходы к определению девиантного поведения:

  • социологический подход определяет девиацию как отклонение от общепринятых стереотипов поведения  созидающей и разрушительной направленности;
  •  биологический подход предполагает существование неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию: нарушение умственного развития, дефекты речи, слуха, зрения, телесные пороки, внешняя непривлекательность;
  •  Психологический подход  рассматривает девиантное поведение в связи с внутриличностным  конфликтом, блокированием личностного роста.

Отсюда следует, что появление отклоняющегося поведения детей вподростком возрасте – это результат сложного взаимодействия процессов, происходящих в обществе и сознании человека.

Подросткам с девиантным  поведением присущи определенные психические состояния, качества личности, его  отношение к образу жизни. Это воплощается в одежде, прическе, манерах поведения, жаргоне специфических увлечениях.

Наиболее яркими особенностями подростковых девиаций выступают:

  • высокая аффектная заряженность поведенческих реакций;
  • импульсивный характер реагирования на сложившуюся ситуацию;
  • кратковременность реакций с критическим выходом;
  • низкий уровень стимуляции;
  • недифференцированная направленность реагирования;
  • высокий уровень готовности к девиантным действиям

В поведенческой сфере подростки девианты избегают решения проблем, отмечается нестабильность отношений с окружающими, отсутствует критическая оценка своих действий. Данной социальной группе соответствует повышенная тревожность, жестокость, агрессивность, конфликтность и др., которая принимает устойчивый характер обычно в стихийно – групповом общении.

Отношение к девиантным подросткам со стороны коллектива, общества достаточно негативное. Чаще всего в подростках с отклоняющимся поведением порой  видим «пропащих» людей, без перспективы на будущее. Суждение о девиантном поведении иногда выносят взрослые, которые находятся в оппозиции к подростковому возрасту, а поэтому заклейменный подросток становится таковым и при этом старается принадлежать к «девиантной среде», проявляющейся в употреблении спиртных напитков употребление наркотических средств,  в агрессии. Такие подростки бояться одиночества, ненужности своим сверстникам, изолированности в школьных коллективах.

Школьная дезаптация является одной из причин появления девиаций поведения. Педагогические ошибки, особенно на ранних этапах обучения,  в подростковом  возрасте резко изменяют поведение в негативную сторону

Со стороны педагогов существует скорее стремление пресечь плохое поведение, чем желание понять и устранить порождающие его причины, это приводит к конфликтным отношениям не только между трудными детьми и педагогами, но и среди сверстников в классе. Подростки с девиантным поведением испытывают на себе стереотип трудного подростка. Они чаще всего вызывают отрицательные чувства, чаще подвергаются наказаниям и оскорблениям. Непреодолимое препятствие ведет к ослаблению ценности, гасит, прежде всего,  эмоциональное составляющее. Сталкиваясь с постоянно отрицательной оценкой со стороны взрослых, несовершеннолетнийперестает надеется напонимание и близость с их стороны и уходит в виртуальный мир (компьютерная и интернет – зависимость).

В нашем детском доме в « группу риска» входят 6 воспитанников.  Из них Ларюнин Михаил,  Гилязов Марат, Сычев Дмитрий  прибыли в детский дом уже как состоящие на профилактическом учете в ПДН полиции за противоправные деяния.  Гилязов совершил кражу велосипеда. Уголовное дело прекращено в связи с актом « Об амнистии».Подросток находился в спецшколе города Кимры  Тверской области.За короткое время Марат показал себя как вспыльчивый, несдержанный ребенок. Отношение к учебе недобросовестное. В беседе со сверстниками убежден в своей правоте и своих ошибок не признает, был замечен в употреблении спиртных напитков, самовольных уходов из учреждения.

Ларюнин Михаил совершил кражу чужого имущества, но в связи с не достижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, в возбуждении уголовного дела было отказано.  В детском домеМихаил быстро адаптировался, легко  вступает в контакт. Однако обладает неуравновешенным характером ,  старается  создать  конфликтную ситуацию. Самоконтроль  полностью отсутствует. На замечания взрослых отвечал грубостью .

Сычев Дмитрий полгода находился в приемной семье, но взаимоотношения не сложились. Дмитрий  часто уходил из дома,  не ночевал по несколько дней, употреблял спиртные напитки за что неоднократно доставлялся в отдел полиции.. По характеру замкнут и недоверчив.

В ходе проведения совместной профилактической работы КДК администрации Торжокского района, ПДН полиции, а также психолога, воспитателей, медперсонала удалось  достигнуть некоторых положительных моментов в предупреждении девиантного поведения со стороны  этих воспитанников.  За прошедшие два года Ни Гилязов Марат , ни Ларюнин Михаил, ни Сычев Дмитрий  не совершили ни одного правонарушения. После летних каникул на Ларюнина Михаила будет направлено ходатайство о снятииего с профилактического учета в комиссии по делам несовершеннолетних. Гилязов Марат и Сычев Дмитрий успешно закончили 9 классов общеобразовательной школы и с 1 сентября 2015 года начнут учебу в политехническом колледже года Твери по специальности сварочное производство.

Остальные воспитанники Федоров Александр, Иванова Светлана, Курзанов  Илья стоят на учете в детском доме как нарушители дисциплины и различных проступков.

Для предупреждения девиантного поведения в нашем учреждении    особое внимание уделяется развитию самооценки у детей, его качеств, возможностей,  способностей своей деятельности. На начальной стадии  развития самооценки дети преимущественно оценивают свои физические возможности( Я- большой, Я- сильный) С возрастом воспитанники начинают оценивать  свои моральные качества ,  друзей, воспитателей, учителей и др. Самооценка и положительный пример взрослых способствует  управлению поведением, она сказывается на  отношении к учебе, труду, общению, самовоспитании. Важно , чтобы воспитанник осознал , что он личность, которая обладает определенными психическими, моральными и духовными качествами.  Происходят определенные изменения в системе самосознания. Большую помощь в профилактике деприваций оказывает доверительная беседа

Развитие самосознания обеспечивает бурную перестройку в организме подростка:изменение в обстоятельствах его жизни, предъявление более высоких требований к мышлению, памяти, вниманию, где уже требуется самостоятельность. В чем-торебенка начинают признаватьвзрослым,ему больше доверяют, но и больше с него спрашивают.

В детском доме разработан и осуществляется план мероприятий по правовому лекторию, план работы Совета профилактики , план работы по профилактике правонарушений среди воспитанников и др.

Дети принимали участие во Всесоюзном конкурсе детского художественного творчества «Созвездие», участвовали в школьных мероприятиях «По страницам любимых книг», «Моя любимая басня».

Многие дети награждены дипломами и грамотами за  активное участие в спортивных мероприятиях, музыкальных встречах. Хоккейные, футбольные,теннисные, баскетбольные, волейбольные игры, проводимые в стенах детского дома и на другом уровне, способствует выработке у детей правильной жизненной позиции, а участие в музыкальных конкурсах, выступленияхформирует у детей навыки культурного поведения в обществе и семье; пробуждает потребность в непрерывном развитии и совершенствовании  культурного уровня, т.к. современное состояние общества подсказывает необходимость обучения подрастающего поколения этикету, умению вести себя в общественных местах, с уважением относится к сверстникам и окружающим людям.

Нравственное возрождение и духовное развитие  воспитанников на принципах общечеловеческой морали и духовных ценностей, индивидуального поиска смысла жизни –важный фактор девиантного поведения личности.

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024 Сделать бесплатный сайт с uCoz