Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS


ГКУ "Митинский детский дом"


Суббота, 25.11.2017, 01:17

СЕМЕЙНЫЕ ФОРМЫ УСТРОЙСТВА  ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.

социальный педагог

Никитина Н. М.

Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются  государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими  нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В последнее время достигнут определенный прогресс в создании целостной системы правовой защиты интересов детей применительно к новым социально – экономическим реалиям. К числу наиболее важных законодательных актов относится Семейный кодекс РФ, который содержит специальную главу « Права несовершеннолетних» ( открывается статьей 54 «Право ребенка жить и воспитываться в семье» устанавливает особые нормы защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, вводит для них институт семейного воспитания- приемную семью.

В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или не может более оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством ( статья 20 Конвенции о правах ребенка)

В последнее десятилетие проблемы воспитания ребенка без семьи придается особое значение. Во многом это обусловлено значительным увеличением асоциальных семей, в которых очевидно пьянство и алкоголизм родителей, где происходят семейные разборки, драки на глазах у детей. Плохие жилищные условия, утрата моральных ценностей, наличие судимых членов семьи, пренебрежение санитарно – гигиеническими нормами сказываются на ухудшении здоровья детей. Находясь в асоциальной семье, ребенок недополучает необходимых положительных стимулов в саморазвитии и деятельности. Помимо отрицательного примера в безнравственной обстановке приводит ребенка к серьезным психологическим травмам, преодолеть которые в последующем исключительно трудно.

Дети в таких семьях постоянно испытывают чувство страха, беззащитности, унижения и насилия, деформируется их сознание. Становясь старше, они начинают отстаивать свое право на выживание и сосуществование собственными способами : уходят из дома, бродяжничают, начинают употреблять алкоголь, курят, употребляют различные психоактивные вещества. Все эти отклонения в поведении детей приводят, как правило, к совершению  правонарушений и преступлений.

Ребенок в соответствии со ст. 9 Конвенции о правах ребенка не должен разлучаться со своими родителями вопреки их желанию. Исключительной мерой и одновременно высшей мерой семейно – правовой ответственности за виновное невыполнение  родительского долга является лишение родителей родительских прав.  Родители ( один из них) могут быть лишены родительских прав, если они уклоняются  от  обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов, жестоко обращаются с детьми, осуществляют физическое и психическое насилие над ними; являются  больными хроническим  алкоголизмом, наркоманией ( ст. 69 Семейного кодекса Российской Федерации)

Согласно Конвенции ООН по правам ребенка человек считается ребенком до достижения им 18- летнего возраста.

Дети, оставшиеся без попечения родителей - дети в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей  в связи с отсутствием или лишением их родительских прав, ограничением их в  родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными ( ограниченно дееспособными), находящимися  в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбывающими наказания в учреждениях исполняющих наказание в виде лишения свободы.

У детей, поступивших в детский дом,  отмечаются определенные изменения в эмоционально – волевой сфере: отсутствие организованности, целеустремленности, неадекватной самооценки, неуверенность в своих силах, неспособность   выстроить взаимоотношения с окружающими вплоть до полного отсутствия к сотрудничеству. У таких детей наблюдается неготовность  преодолевать    трудности недоверчивости, они уязвимы для критики и проявления неприятия. Отстают по ряду предметов школьной программы из-за педагогической запущенности.

Территориальная  обособленность жизни в детских домах существенно актуализирует фактор взаимоотношений детей - сирот между собой. Дети, живущие в семьях, собираясь в компании сверстников, осуществляют обмен информацией, полученной в собственной семье или путем сообщения со  сверстниками вне семьи. Дети из детских домов лишены таких источников информации и в этом плане представляют обедненную социальными знаниями среду. Обстановка сиротского учреждения исключает свободы выбора референтной  группы ребенком, поэтому среда сверстников в детском доме не способствует развитию в детях коммуникативных навыков, не формирует    стремления к достижению  цели.  Воспитанники детских домов в общей массе не умеют критически  осмыслить жизненные коллизии и действовать самостоятельно: такие дети чаще ведомы, чем ведущие

В середине 90-х годов Семейным кодексом введена  новая форма семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, - приемная семья, которая, по сути, заменяет детские дома семейного типа. Во многих странах эта форма устройства детей наиболее распространена. Её принято называть  временной приемной семьей или Фостеровской (замещающей) семьей.

Приемная семья – это форма устройства детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора между органами опеки и попечительства и приемными родителями о передаче ребенка (детей) на воспитание (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью) на срок, установленный  договором. Договор о приемной семье заключается в соответствии с Правилами заключения договора об осуществлении опеки и попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного, утвержденными  постановлением Правительства  Российской Федерации от  18 мая 209 года, № 423 и с учетом положений статьи 153 (1) Семейного кодекса РФ. На воспитание в приемную семью  передается ребенок, оставшийся без попечения родителей. Количество детей в приемной семье, включая родных и усыновленных детей, не превышает, как правило, 8 человек.  Приемные дети находятся на полном государственном обеспечении, родители- воспитатели получают денежное пособие. Работа приемных родителей включается в трудовой стаж. Выпускники пользуются льготами воспитанников детских домов.

Цель приемной семьи- создание таких условий, чтобы приемный  ребенок находился как можно дольше в отношениях с приемными родителями, не менял этих родителей и тем самым имел надежду, что существующие связи сохранятся в будущем, по достижению им совершеннолетия.

Приемные родители (приемный родитель) являются законными представителями принятого на воспитание ребенка и вправе выступать      в защиту его прав и законных интересов в любых отношениях  без специального полномочия.

При рассмотрении вопроса о возможности лиц (лица) стать приемными родителями орган опеки и попечительства принимает во внимание их личностные качества, состояние здоровья, способность к исполнению обязанностей по воспитанию ребенка, взаимоотношения   с другими членами семьи, проживающими с  ними.

Приоритетной формой семейного воспитания детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, бесспорно является усыновление (удочерение) ребенка. Усыновление (удочерение) является индивидуальной формой семейного воспитания и носит бессрочны й характер. Причем такое устройство предполагает возникновение длительных, более того, пожизненных отношений ребенка с посторонними людьми.

Иные индивидуальные формы семейного воспитания- опека (попечительство), приемная и патронатная семья – носят  срочный характер и являются временным устройством детей – сирот и детей- оставшихся без попечения  родителей, в семью.

Организация для детей – сирот  и детей, оставшихся без попечения родителей,  под надзор которой помещен ребенок, обязана ознакомить лиц, выразивших желание взять ребенка на воспитание в приемную семью, информацию о ребенке, который может быть передан на воспитание в приемную семью, с личным делом  ребенка  и медицинским заключением о состоянии его здоровья.

Однако не все замещающие родители оказываются готовыми к  воспитанию социальной сироты. Отсюда возникают следующие проблемы. Очень часто родителей раздражает рассеянность или гиперактивность приемного ребенка. Внешние признаки нездоровья (увечность, умственная отсталость…) и вовсе могут выводить родителей из себя. Во внимание должны приниматься не только проблемы ребенка, но и проблемы взрослых. Так например, материнская депрессия  влияет на тонкость  чувства привязанности и в итоге ребенок оказывается за пределами материнского внимания. Эта ситуация типична для любой формы семейного устройства детей, будь то усыновление, опека или приемная семья.

Среди рисков, затрудняющих адаптационные способности детей из сиротских учреждений, это возраст воспитателя, и многократные случаи неудачных устройств ребенка в новые семьи. Наиболее важно понимание того, что не ребенок должен быть для семьи, а семья - для ребенка.

Таким образом, в работе с замещающей семьей акцент надо ставить на распознание сильных сторон с дальнейшей опорой на них. Необходимо получить полную информацию по следующим вопросам: готов ли ребенок психологически и социально к жизни в данной семье ибо могут возникнуть проблемы в общении, когда  дети не идут на активный контакт с ними, в этом случае замещающие родители делают выводы следующего характера: «видимо мы психологически не совместимы, не подходим друг другу характерами», « поэтому ребенку нужен психиатр, а не родители», « должно быть зря мы на  это пошли, мы неспособны быть приемными родителями», «мы ему не нравимся, нужно его скорее отдать обратно»

В действительности все намного проще, все, что требуется от приемных родителей в данной ситуации, это быть активными и инициативными, поддерживать ребенка и выполнять миссию  родительства, а значит думать о ребенке и давать ему это знать и чувствовать.

Не стоит забывать, что, несмотря на все негативные эмоции, пережитые ребенком в родной семье, он все равно любит своих родителей. Это должны учитывать приемные родители, то есть не стоит говорить плохо о биологической семье ребенка. Он должен сам видеть и осознать разницу. Приемные же родители своим поведением должны ребенку создавать ситуацию, когда он может сравнить поступки и отношения в прежней жизни с родными родителями и нахождение в приемной семье. Ради достижения последнего также очень важно не препятствовать общению ребенка с его кровной семьей.

Приемные родители обязаны  заботиться о его здоровье, нравственном и физическом развитии, создавать необходимые условия для получения образования, готовить его к самостоятельной жизни, в том числе:

  • защищать жизнь и здоровье, уважать человеческое достоинство приемного ребенка, соблюдать и защищать его права и интересы;
  • обеспечивать полноценный регулярный уход за приемным ребенком в соответствии с его индивидуальными особенностями, при необходимости своевременно направлять на медицинское обследование;
  •  организовывать получение образования приемным ребенком;
  •  следить за успеваемостью и посещаемостью образовательных учреждений;
  •  принимать меры по обеспечению сохранности имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе расходовать суммы алиментов, пенсий пособий  и иных социальных выплат, предоставляемых на содержание приемного ребенка только в его интересах;
  •  приемный ребенок не имеет право собственности на имущество приемных родителей, а приемные родители не имеют права собственности на имущество приемного ребенка. Однако договор о приемной семье иногда расторгнут досрочно при следующих обстоятельствах:
  • по инициативе приемных родителей при наличии  уважительных причин, таких как болезнь, изменение семейного или имущественного положения;
  •  отсутствие взаимопонимания с приемным ребенком, нарастание конфликтных отношений между приемными детьми и др.;
  •  по инициативе органа опеки и попечительства в случае возникновения в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания , образования  приемного ребенка.

Воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, в приемной семье имеет большое значение. В такой семье  воспитывается полноценная личность, подготовленная к выполнению различных социальных ролей. В приемной семье ребенок, как  правило, вырастает трудолюбивым, умеющим обслужить себя и помогать другим, т. е. полноценным гражданином.

Увеличение приемных семей, в какой – о мере способствует решению и  такой социальной проблемы, как безработица.

 

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2017 Сделать бесплатный сайт с uCoz