Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS


ГКУ "Митинский детский дом"


Вторник, 19.03.2024, 06:51

Опыт работы по теме:

«Формирование детского коллектива»

 

воспитатель Чернова Л. И. 

 

 

 «Мы жили отдельно,

Каждый сам по себе.

Теперь же мы вместе

В угоду себе.

Сложили мы вместе

Все свои «Я»

Так появилась наша семья».

 

Что такое семья? Слово это понятное всем, как слова «хлеб» и «вода».

Оно с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Для детдомовских детей семья - это нечто другое. Это группа детей из 19 человек, лукавых, озорных, но добрых и теплых. Семья наша уже со сложившимся микроклиматом, со своими порядками, привычками.

С каждым днем дети мои становятся старше, узнают что - то новое, интересное, полезное. Сначала мои дети представляли из себя «горох», который рассыпался по зданию, и было трудно собрать. Не было того, что «сцепляло» бы, соединяло детей. Не было общих интересов, дел.

Теперь же из «гороха» стала получаться «каша», стали вырисовываться личности, те, у кого получается лучшее, «старались» невзначай уколоть тех, у кого получается хуже.

Мы семья, а значит - мы вместе - эти слова должны остаться в душах детей. С первого дня нашего знакомства с ребятами я пыталась убедить их в том, что все мы теперь - одна большая семья, а детский дом - наш дом, и от нас зависит какими будут отношения в этом доме. Известно, что воспитанники часто прибегают к воспитателю с жалобами, только усугубляющими обстановку обид и взаимного недоверия. Как избежать этого? Я нашла такой путь: традиционной рубрикой наших семейных разговоров стала рубрика: «Что мне понравилось, что не понравилось в классе и в школе за прошедшую неделю». Свои претензии можно было сказать только открыто, глядя в глаза. При этом я стремлюсь убедить детей в том, что такое выступление не может считаться проявлением ябедничества, это скорее противодействие плохому, нечестному, утверждение справедливости. Одновременно я всегда пыталась сделать так, чтобы ребята пытались увидеть и сказать прежде о хорошем. Пока это начало, не все получается, но мне кажется важным, чтобы ребята видели друг друга в первую очередь не недостатки, которые, безусловно, есть у каждого, а достоинства, которые я сама стараюсь увидеть и обратить внимание на них остальных.

С моей точки зрения, именно это, а не бесконечные осуждения, может поднять человека, заставить его поверить в себя, сделать лучше, а не хуже. Весь класс радуется от души за Рому К., за его спортивные достижения, за его упорство в спорте, а когда в работе с бумагой у него не все получалось, многие пытались ему помочь.

Мне представляется важным, чтобы мои питомцы сердцем ощутили справедливость слов поэта «людей неинтересных в мире нет», поверили в то, что каждый человек - это великая тайна, это целый том, если только ты знаешь, как прочесть его. Мне хочется научить ребят слушать и слышать друг друга, уважать чужое мнение, даже если оно во многом отличается от твоего собственного, стремиться к взаимопониманию - ведь одна из характеристик заветного слова: «счастье - это когда тебя понимают», понимают в коллективе и дети и взрослые.

Важно, как мне кажется, формировать у ребят чуткое отношение к радостям и горестям людей, потребность чувствовать сердцем другого человека. Еще остались у нас случаи, когда находились радовавшиеся, что не только они получили плохую оценку. Зато приятно, когда дети радуются успехам другого. Ваня К.- у нас очень медлителен, нерасторопен. Он получал много замечаний по этому поводу, переживал, плакал, но очень способный во всем, аккуратный. Если выполняет какую то работу, то на совесть. Делали аппликации из трикотажа, то ребята ему сказали: «Ну, ты, Ваня, молодец, как у тебя здорово получилось», хотя у многих не совсем вышло. И Ваня заулыбался. Лицо посветлело. А когда я заболела, то Оля Н. написала мне письмо, где очень сожалела по поводу моей болезни: «дай вам бог здоровья! Не болейте!» Мне было до слез приятно.

Радуемся всем классом спортивным успехам детей Миши С., Ромы К, Саши Л.. Их грамоты за спортивные достижения висят в классе. Очень приятно, что ребята болеют за своих одноклассников, переживают, радуются. Переживают за свой коллектив. Группе была поручена работа по уборке этажа. По окончании работы заместитель директора пошла проверять нашу работу. Так Толя очень волновался: «Что же сказали о нашей работе?» Он смотрел на меня такими доверчивыми глазами. Я увидела, что ребенок переживает за коллектив, волнуется за честь группы.

Недавно стала проводить такую своеобразную игру, находя, чему можно и нужно радоваться в жизни и произнося заветное: «Как я рад (рада)?»

Безусловно, недостаточно радоваться успеху другого человека, не менее, а еще более важно помочь ему в трудную минуту.

Ребята понимают это. И потому, ребенок, который попал в больницу, знает, что он обязательно получит весточки от друзей, а с ними - гостинцы. Даже взрослые дети ездят к младшим. Бывает даешь трудную работу Мише Е., тут же его друзья Рома и Саша Л. Готовы помочь ему. Это радует!

Ребята любят получать и дарить подарки. С каким удовольствием дети поздравляют с праздниками свою первую учительницу. Дарят ей свои игрушки, открытки. Все, что есть в их «богатстве», не жалеют. Это приятно!

Поздравлять друг друга стало нашей традицией. Поздравляют с Днем Рождения. Именинник угощает друзей гостинцами и становится таким важным, взрослым. И это тоже важно.

К сожалению, не должно складываться впечатление, что все так гладко, что я не сталкиваюсь с серьезными проблемами. Продолжает ощущаться дефицит элементарной культуры поведения ряда учащихся, в особенности в отношении некоторых мальчиков к девочкам. Хотя уже вижу сдвиги в отношениях к Насте и Оле. С Настей мальчишки стали дружить, хотя раньше ее обзывали, дрались с ней, а Ольгу вообще уважают как хозяйку, помощницу во всем. И еще одна актуальная      проблема (впрочем, стара как мир) не всегда легко сказать правду, в особенности, если она противоречит твоим интересам. Есть и другие проблемы, но, как говорится, без них не было бы самой жизни.

Коллектив - это большая сила и образуется он только, когда будет общее дело. И этим общим стала наша «маленькая страна». Мы не просто семья, мы - команда. У нас есть свой девиз, свои правила жизни в дружной семье. Коллектив, как «мерцающий маяк в море приносит уверенность: курс выбран правильно, «так держать!» Причем, маяк горит не постоянно, периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь, я готов прийти на помощь!» Я поняла, что выбран правильно - дети заинтересовались, сплотились. Мы выбрали капитаном - Мишу С., отмечаем путешествие по нашей схеме карте, ставили флажки на коком причале мы останавливаемся. Преобладало желание трудиться вместе, сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Но желание это еще не все. Дружба, товарищеская взаимопомощь требуют постоянного горения. В группе есть на кого опереться: Миша С., Оля М., Рома Н., Толя К., Никита Н.. Авторитетны «смотритель» маяка - это Лера. Очень помогают сейчас в группе, хотя для этого проведения с ними немалая работа. Бывает в коллективе трудно найти общий язык, недостаточно проявляется инициатива некоторых детей (Ваня О., Миша Т.,). И так мы отправились в путешествие на большом корабле по океану школьных дел. Совершали остановки:

I.             Мыс «Добрых надежд»

Здесь мы посещали «Школу добрых чувств» - продолжили начатое в 1классе. Продолжили занятия, построенные на анализе поступков героев сказок. Их увлекательные приключения вводят детей в сложный мир взаимоотношений между людьми, раскрывают перед ними нравственный смысл их мотивов поступков. Учились оценивать, сравнивать, осознавать и понимать других людей. Ставили такую задачу, как формирование у детей таких ценных качеств, как стремление говорить правду, поступать по справедливости (разбирали ситуации), быть исполнительным и уважительным к старшим.

1.       Семейный разговор: «Вежливым нужно быть даже тогда когда вас не видно»

2.        Беседа: «Героический поступок»

3.        Игра-ассоциация: «Человек - солнышко»

Здесь способствовала эмоциональному осознанию положительных и отрицательных качеств человека.

4.        Урок нравственности «Добрые слова». Целью ставила учить детей быть добрыми, отзывчивыми.

5.        «Большая и малая Родина» Дать понятие большой и малой Родины, воспитывать любовь к Родине.

6.        Праздничный огонек «Сильные, смелые, ловкие»

7.        Оформление стенда: «Край, где мы живем». Стенд о родном крае (городе Торжке).

8.        Был изготовлен «Сундучок добрых дел», куда дети помещали написанные на листочке добрые дела, поступки. В конце недели подводили итоги, анализировали написанное и другое.

Лесная стоянка

Экология для ребенка - это все, что его окружает. И дерево, и парк, и птицы, прилетающие к кормушке, и на конец, сам человек. Экологические задачи - способствовать проявлению заботы и беспокойства о состоянии природы. Все это дает основу знаний и навыков, позволяющих понять сложность развития окружающего мира

«Загадки о растениях, животных или о явлениях природы» Например: «Нам нужны иголки для шитья, а кому нужны иголки для шитья?» Загадка является задачей в том случае, если мы не ограничивались только отгадыванием, а предложила ответить детям на более сложный вопрос, вытекающий из содержания: «Зачем иголки ежу?» Какую роль играют они в жизни?» С чего же начинается экологическая этика в жизни? Конечно, с самого малого: закрываем ли мы без пользы открытый кран, выключаем ли свет, выходя из комнаты, перешагиваем ли осторожно через жука, не забываем ли поливать цветы на подоконнике. Каждый из нас, даже маленький ребенок - «Великан на полянах природы». Какой он добрый или не очень?

Надо помочь ребенку стать добрым Великаном. Так Толя, Никита, Саша по решению коллектива сделали кормушки, повесили их во дворе и ходили кормить птиц. Малое дело - но доброе начало.

Наш большой корабль совершал остановки в порту «Умников и умниц». Где проводились конкурсы, КВН, веселые старты, мастерили и творили. Заплывали в залив «Здоровья». Дети мои спортивные, выносливые, подвижные.

Сплочение классного коллектива способствует разнообразная и интересная внеклассная деятельность учащихся. Можно привести большой перечень мероприятий, проведенных за младшие годы моих детей. В третьем классе мы тоже живем в «маленькой стране», но совершая путешествие - мы ловили рыбок. Рыбок запускали в аквариум. Каждая рыбка означала какое то мероприятие, проведенное в группе. Мои воспитанники всегда активны во всех делах. Причем, активность проявляют не только отдельные воспитанники, а практически все.

Для меня важно, чтобы в коллективе все чувствовали себя комфортно, не одиноко. Может быть самая поучительная история о Насте. В начале жизни в детском доме Настя была почти всегда одна. Звали ее»Коза». Даже сидеть с ней за одной партой никто не хотел. И ничего - то одноклассники про нее не знали, кроме того, что неуклюжая, вечно с болячками (у нее - астма). На фоне таких характеристик терялось даже то, что она хорошо учится. И никто в классе не подозревал, что Настя может сочинять разные истории, отлично рисует. Как то с ребятами остались и стали говорить, почему такое отношение. Отметили ее доброту, ответственность. Не могу сказать ,что Настя стала в центре внимания, но и одинокой она себя не чувствует. С ней даже мальчишки, угощают иногда сладостями.

А мы извлекли урок - никто не должен быть одинок.

Я очень хочу, чтобы то взаимопонимание, которое существует между нами сейчас, никогда не исчезло, чтобы взаимная поддержка все больше перерастала в уверенность, что здесь все свои, все вместе - сила, которой все по плечу и которой не страшны никакие преграды.

С первых дней жизни детей в моей группе ставлю перед собой задачи:

1.   Нужно пробудить в детях стремление понять себя, выстроить свой характер.

2.   Развитие коллектива, гуманных отношений: умение жить среди людей.

И сейчас могу сказать, что все получается, если жить с детьми одними и теми же заботами и тревогами. И главное - все, что обещаешь, - выполняй.

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024 Сделать бесплатный сайт с uCoz